Рекомендую посты об образовании

вторник, 20 марта 2012 г.

Нецелевое использование...

Отвечая на некоторые комментарии в своём блоге я уже несколько раз применил новое для меня сочетание языковых единиц (вероятно, это идиома). Мне сейчас даже кажется, что это я эту идиому придумал. Звучит она так: «нецелевое использование человеческого ресурса в образовательной системе в государственных масштабах»
Надеюсь, Вы заметили, что я часто пишу о проблемах современного российского образования. Я пытаюсь (по мере моих скромных возможностей) анализировать эти проблемы и размышлять над возможностью их решения.
Еще в прошлом году в посте «А что случилось с нашими учителями?» я хотел в убедительной иносказательной графической форме выразить свое мнение по главной проблеме. Тогда я опубликовал фото (оно вверху) и привел следующий текст:

«Непрекращающееся реформирование системы образования идёт долго и не всегда в нужном направлении, что порождены многочисленные формы ненужной отчётности. Идет непрекращающийся мониторинг всего, что нужно и не нужно. Говорят, что многочисленные ящики бумаг, которые пишет каждая школа (на фото справа, а само фото вверху), уже не оставляют времени и сил у учителей для работы с детьми.
Школьные коллективы, эти рабочие лошадки образовательной системы (на фото слева, а фото вверху) несмотря на недофинансирование, еще по инерции стараются шевелить ногами. Однако общественность считает КПД этих действий очень низким, чиновники даже говорят о желательной замене этих лошадок (на фото слева, а фото вверху). Может их (лошадок),  чтобы лучше везли, просто следует отхлестать кнутом? Или поманить клочком сена?
Прежде, чем высказать свое мнение о неэффективности российского учительства, посмотрите, наконец, на фото вверху»
Потом у меня было еще много постов по этой проблеме. Вот некоторые из них::
Еще раз о «Титанике» образования
Уже не просто наболело. Страна вопиет!
Потом я прочитал интервью, взятое А.Шадриной у директора гимназии «Корифей» (Екатеринбург) Алексея Бабетова по итогам его кратковременной стажировки в Финляндии. Я обратил внимание на то, что финские учителя просто работают с детьми вместо того, чтобы писать бумаги и ящиками сдавать их чиновникам.
Именно это сравнение работы финских и российских учителей помогло мне оформить вышеназванную идиому: «нецелевое использование человеческого ресурса в образовательной системе в государственных масштабах».
Уважаемые читатели, если вы считаете, что эта формулировка отражает суть того, что творится в наших школах, то у вас возникнет потребность подумать над следующими вопросами:
1. Что ждет школу, если «нецелевое использование..». будет продолжаться?
2. Кто допускает «нецелевое использование...» ?
3. Какими силами и каким образом «нецелевое использование...» должно быть пресечено?
Мне будет интересно узнать Ваше мнение по этим вопросам.
Список вопросов логически может быть продолжен. Сделать это я предлагаю Вам

6 комментариев:

  1. 1. Загнанных лошадок пристреливают, не правда ли...
    2. Кто девушку ужинает, тот её и танцует
    3. «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Евдокия!
      Я бы акценты в этом посте хотел расставить так:
      Все знают, что при езде на автомобиле бессмысленно давить на газ и на тормоз одновременно, причем чем сильнее будем давить на две педали, тем скорее угробим автомобиль. Введение ФГОС, новых правил аттестации учителей, непрекращающиеся мониторинги и контроль всего и вся улучшение материальной базы школ и пр. - это давим на газ. И при этом не даём учителям работать, превратив школы в конторы по написанию отчетов и прочих бумаг - это жмём на тормоз. С каждым годом давим на эти две педали всё сильнее, удивляемся, что не едем, жмём еще сильнее... Надеюсь, Вы понимаете, чем закончится желание двигаться к качественному образованию. Вот что я имел ввиду!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Владимир Николаевич!
      Вот и я имела в виду, что ничем хорошим это педалирование не закончится. А резкость мою простите, наболело. Было нас двое библиотекарей и вот одну сократили, в результате реальных дел от нас вдвое меньше, а бумаг я пишу вдвое больше. Оптимизация...

      Удалить
    3. И Вам добрый вечер!Я полностью разделяю Вашу мысль из последнего комментария. Объём бумагооборота, требуемого чиновниками в школах увеличился в разы. Для его реализации в школе надо было бы иметь квалифицированную канцелярию численностью этак в 10-12 работников.
      Но проводимая оптимизация выражается в основном в сокращении ФОТ и, следовательно школьных штатов. Но численность чиновников (муниципального, регионального и федерального уровней), требующих от школы постоянных отчетов и прочих бумаг при этом постоянно растет, как растет и численность контролёров и проверяльщиков всех перечисленных уровней. Они тоже отнимают у школы и время и силы на отчёты, документы и пр.
      А школа прежними или сокращенными штатами должна удовлетворять всё растущие аппетиты чиновников в ущерб своему прямому целевому назначению – работе с детьми. Именно поэтому вынужденный стиль современной работы школы я назвал «нецелевым использованием человеческого ресурса...»
      И, к сожалению, это происходит в масштабах страны!

      Удалить
  2. Владимир Николаевич, я сделал перепост Вашего текста в сообщество "Другая школа". На данный момент появился первый комментарий. Надеюсь, кто-нибудь еще присоединится.
    http://drugaya-scola.livejournal.com/61830.html#comments

    ОтветитьУдалить