Рекомендую посты об образовании

вторник, 17 января 2012 г.

Дети и "усталые" люди

«...хорошо жить в окружении неусталых людей».
Это цитата из книги «Ватага «семь ветров» безмерно уважаемого мною Симона Львовича Соловейчика. Я встречался и беседовал с ним всего один раз. Это было давно, где-то в 80-е годы, когда Симон Львович работал в«Учительской газете». Там, в здании редакции УГ, меня познакомил с ним Александр Изотович Адамский. Мы присели на какие-то стулья в коридоре редакции и беседовали о школе и о педагогике сотрудничества. Эту мимолётную (и как потом выяснилось единственную) беседу трудно забыть.
Как далеко нынешнее состояние школьных учителей от того царившего тогда душевного подъёма! И та далёкая беседа вспоминается мне всё чаще — контраст профессионального тонуса учительства той эпохи и наших дней слишком велик!
Попробую объяснить свой взгляд на проблему.
Так получилось, что школьный документооборот за годы нескончаемой модернизации системы образования возрос на несколько порядков. Я много писал и говорил о том, что учителя современной школы работают не на детей, а на целлюлозно-бумажный комбинат. 
А что стало с нашими учителями?
Только бы не получилось наоборот
Уже не просто наболело. Страна вопиет!
С Президентом РФ
Параллельные миры
Государственная конструкция "Возлежание вышестоящего"
Урок - это святое?
Учителя пишут многостраничные рабочие программы, обычные и электронные журналы и дневники, журналы классного руководителя, нескончаемые отчёты т пр. 
В ходе той же модернизации образования идет борьба за сокращение «неэффективных расходов» в школе. Неэффективными расходами считается оплата труда лаборантов, библиотекарей, документоведов, завучей, да и директоров тоже. Идёт оптимизация штатов, легко догадаться какие ставки в первую очередь подлежат сокращению. Отсюда объединение школ и другие подобные меры, целесообразность которых не очень очевидна. Ведь  «неэффективные» расходы уменьшатся до минимума, только если в школе не будет никаких работников, кроме учителей.
Зато количество чиновников во всех управляющих образованием структурах выросло тоже на порядок. Они создают работу друг для друга, но в истоки информационного потока поставлена школа. Ведь именно её «мониторят» и контролируют.
Вопрос: как школа может реализовать запросы образовательных чиновников на всё возрастающие объемы разнообразной информации?
Даже если умная и уже немногочисленная школьная администрация пытается собою защитить учителя от бумажного вала, учителя всё равно вынужденно пишут, пишут, пишут...
Во всё возрастающей нехватке учителей в школах виновата не только низкая учительская зарплата, в значительной мере учителя покидают школу из-за изнурительного бумаготворчества. И при этом учитель отчётливо понимает всю бесполезность этого труда для качественного ведения образовательного процесса. В такой ситуации учителю (да и остальным школьным работникам) все труднее и труднее оставаться энтузиастом.
Мы получили «уставшее» учительство. Хорошо ли жить измученным учителям и их семьям ? Хорошо ли детям  в школе с такими учителями?
Выход: 
  • либо объемы документооборота должны быть уменьшены на несколько порядков, 
  • либо в школах должны быть созданы канцелярии с десятками специалистов занимающихся только документооборотом.

Нетрудно догадаться какое из решений целесообразнее, однако, любое из этих решений не под силу самой системе образования. Значит, решение должны быть политическим.
Занимая учителей, завучей и школьных директоров бумаготворчеством для вышестоящего начальства система крадёт их время и силы, уводит их от главного: от работы с детьми. Реформа идет, вкладываются деньги, а качество образования ухудшается. Если не остановим бумажный вал, то качество образовательной деятельности школ будет только ухудшаться. Неужели это кому-нибудь нужно?

В заключение я подумал, что не мне следует давать совет, на каком уровне это решение должно быть принято! 
А может «усталое» учительство работает только в Уварово, а вся остальная Россия живёт счастливо, не зная этих проблем?
Что думают по этому поводу педагогические работники России? Прошу вас, объясните мне что к чему! Здесь в комментариях или ещё где-то.