Рекомендую посты об образовании

пятница, 6 января 2012 г.

Государственная конструкция «возлежание вышестоящего»

Я много уже писал о всепоглощающей отчетности в школах, которая заставляет учительство вопить и умолять: «...отпустите нас к детям!»:
Я понимаю, что число чиновников в образовании сравнимо с числом учителей. Я понимаю, что чиновники создают работу друг для друга, при этом они устают, перестают справляться с потоком «важной» (для них) информации. Они обосновывают необходимость расширения своего аппарата и т.д.
Но изначально крайними в этом круговороте информации (кому нужна эта информация, подумайте сами) оказываются школы. И получается, что чиновники забирают учителя у детей!
Очень хорошо написал об одной стороне этой всепоглощающей отчетности директор Светленского лицея Томской области Сайбединов Александр Геннадьевич:
...о природе процентомании.
О процентомании в образовании говорили всегда, но в последнее время эти разговоры в связи с ЕГЭ, оптимизацией, модернизацией и целой чередой сменяющихся проектов в образовании на которые выделяются огромные средства стали более болезненными. Разучились считать! Всегда раньше считали правильно - на один вложенный рубль, получали полтора. Сегодня затраты и отдача пока не радуют отчётами. Действительно эффекты в образовании растянуты по времени и результат сегодняшних вложений проявиться возможно даже не завтра. а послезавтра. Мы учителя это понимаем и готовы трудиться и ждать, ...но школе не дают даже вздохнуть. 
Завучи школы не в состоянии заниматься своей работой ... они шлют "наверх" отчёты ...обо всём и всё в процентах.
К сожалению "процентомания" это тяжелейшая болезнь российской школы, она проникает во все уголки образовательного процесса. Желание "сосчитать и отчитаться" это даже не нравственная и этическая категория учителя, которую он как "профессиональную заразу" получает вместе с дипломом.
Это государственная конструкция возлежащая на школе соответственно иерархии возрастающего подчинения, понимающая что школа это основа государства, и естественным образом беспокоющаяся о его целостности и надёжности, систематически проявляя о ней заботу с трудом доходящую до школы сквозь всю ниже возлежащую чиновничью челядь и естественно интересующуюся - Школа как ты там?
Вопрос сверху действительно продиктован искренней заботой, а вот ответ школы снизу, типа - Да, ничего! сразу преобразовывается от начальника к начальнику - хорошо, отлично, великолепно, спасибо мы счастливы!!! И лучше сразу ответить начальнику правильно, иначе осудят за неправильный ответ, заставят ответить правильно или вообще за тебя будут уже ответы давать другие. Потому что возлежащая сущность "начальника" по природе своей должна удовлетворять спокойное возлежание вышестоящего возлежащего и так до самого верха... .
Вот где закладывается природа "правильных" отчётов и процентомании и это никогда не измениться, во всяком случае до тех пор пока Государство и её Руководители которые сами то действительно не возлежат, будут вынуждены задуматься о судьбе своего государства, о качестве диалога со своей Школой и не откажутся от "мягких" услуг бесконечной начальствующей челяди уже превращающейся в отдельную нацию и не предоставят школе истинную самостоятельность и свободу , в частности и в том - кому, когда и за что отчитываться!