Рекомендую посты об образовании

понедельник, 12 сентября 2011 г.

Социальный капитал образовательной отрасли

Я думаю, что настало время осмысления результатов полученных в ходе непрерывного реформирования системы образования в последние десятилетия. Сейчас все слои общества не очень довольны тем, что дает нынешним выпускникам школьное образование. Налицо кризис системы. 
Причем, эта проблема не является нашей национальной бедой. Подобные проблемы в большинстве стран мира. Очевидно, что образование "заточенное" под индустриальное общество, просто не может быть полезным, если происходит смена (говоря марксистско-ленинскими терминами) общественно-экономической формации. 
Я, конечно, тоже размышлял о кризисных явлениях в российском образовании и о попытках выйти из этого кризиса с помощью череды реформ. И для себя (пока только для себя) уже сформулировал некоторые выводы. 
Но обо всем по порядку. Я так думаю, что это у меня уместится в нескольких постах.  Начать мне хочется с мысли которую (уже в неоднократно) высказывает главный редактор журнала "Директор школы" К.М. Ушаков. В своем видеоинтервью участникам второго конкурса "Директор школы-2011" (я его опубликовал в этом блоге сегодня ранее) он обратил внимание на группу вопросов:
Есть группы вопросов, которые объединяются одной темой. Вот посмотрите. Вопрос: «Как вы считаете, какова идея вашего журнала, защитить школу или защитить ученика?» Вопрос защиты оказался весьма актуальным. Вопрос защиты разных участников учебного процесса повторяется многократно. Вопрос, кто и как может защитить директора от произвола и так далее…
Я бы обратил внимание вот на что. Журнал, собственно, никого не защищает. Ключевая идея журнала - поддерживать и развивать чувство профессионального и человеческого достоинства в корпусе директоров и попытка уменьшить их неизбежное профессиональное одиночество.
Наша голубая мечта - это создание сплоченной когорты директоров, которые объединены некоторыми разделяемыми ценностями. Для этого существует журнал, конкурсы и много другого, что мы стараемся сделать. Но вопрос защиты интересен с другой стороны. От кого защищать и кого защищать. Школу от руководства? Школу от родителей? Детей от учителей, иногда от родителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Учителей от родителей, от учеников? Директоров от учителей? Всех ото всех? Большое количество вопросов защиты различных групп, говорят о том, что все, на самом деле, против всех.
Это диагноз низкого социального капитала отрасли и во многом причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем, и как следствие, на самом деле, может это вам покажется странным, крайний индивидуализм в поведении всех участников учебного процесса.
Это достаточно тяжелый симптом, потому что когда я использовал этот термин – социальный капитал отрасли… социальный капитал отрасли характеризуется тем уровнем доверия, который мы  испытываем друг по отношению к другу. Или не испытываем его, в этом случае говорим о том, что социальный капитал крайне низкий.
Социальный капитал не возникает мгновенно, его можно растратить, но его очень трудно создать, во всяком случае, это не тот процесс, который может идти быстро.

Я согласен с мнением (кто его только не высказывает) о том, что в классно-урочную систему  почти невозможно вдохнуть новую жизнь. Но ведь все реформы последних десятилетий предполагают улучшение результатов именно в рамках классно-урочной системы!
Причем, не только народ, но высшее руководство страны осознает, что в образовании нужны изменения. И реформы идут, в основном, сверху. Выделяются на эти реформы деньги, которых в предыдущие годы школам и не снились. Что-то придумывается, внедряется, а быстрых результатов нет. Вероятно, делается вывод, что что-то пробуксовывает на этапе внедрения. 
Появляются надзорные и контролирующие органы. Растет и ширится вертикаль этих органов. Проводится мониторинг образовательных характеристик. Т.е., возникла тотальная проверка всего и всех. Армия образовательных чиновников  по численности стала сравнима с количеством учителей.
Константин Михайлович отмечает что снизился уровень доверия во все звеньях образовательной системы. Если раньше говорили "доверяй, но проверяй", то сейчас вторая часть этой фразы преобладает, причем в формате мониторинга! 
По этой причине и низок социальный капитал образовательной системы. А что можно сделать используя низкий капитал?