Рекомендую посты об образовании

суббота, 11 февраля 2012 г.

Еще раз о «Титанике» образования

Сколько лет уже претворяется в жизнь «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»! Сейчас в рамках «Нашей новой школы» реализуется партийная программа ЕР «Модернизация системыобразования РФ».
Никто не может сказать, что российскому образованию сейчас не уделяется внимания на самом высоком уровне. Конечно же, внимание уделяется, финансовые средства стали вкладываться в школу. И самое главное – напряженно ожидаются результаты.
И что же с результатами?
  • министр образования РФ публично признает провал образовательной политики в средних (5-9-х) классах;
  • международные исследования качества образования (в частности, PISA) показывают постоянное снижение результатов наших старшеклассников по отношению к сверстникам из других стран;
  • нехватка учителей (подумайте сами, почему она прогрессирует) начинает серьёзно угрожать срывом выполнения государственных стандартов (эти стандарты просто некому будет скоро выполнять);
  • родители достаточно часто стали говорить о «поборах» на содержание школы (подумайте о причинах этого мнения);
  • ректоры ВУЗов недовольны качеством подготовки основной массы абитуриентов;
  • и т.д.
Некоторые люди считают главными причинами введение профильного обучения и, особенно, ЕГЭ. Так ли это?
Я не политик и не чиновник, жизнь школы каждый день у меня пред глазами, и мне приходится решать множество ежедневных проблем на школьном уровне. Я очень долго работал учителем, став директором считал своей главной задачей мотивацию профессионального роста учителей. Я видел, что это дает учителям пользу и положительно отражается на качестве образования детей. Я видел смысл работы и её полезность.
Сейчас я так уже не думаю, ни в коем случае не претендуя на полноту осмысления попробую остановиться на главных глобальных и локальных проблемах современного состояния образования.
Проблемы, которые я вижу (вероятно, этот список неполный):
  1. Потеря образовательных и нравственных ориентиров; 
  2. Вынужденная работа школы «на чиновников», а не «на детей» ("бумажный вал");
  3. Школы без директоров;
  4. Ненаученные учителя (двойной отрицательный профессиональный отбор);
  5. Материальная база школ, обеспечиваемая муниципалитетами;
  6. Потеря образовательной мотивации в средних классах;
  7. Отсутствие мотивирующей шкалы оценок.
О некоторых из этих проблем я не буду писать подробно, просто приведу ссылки на других авторов, которые смогли в этой проблеме разобраться.
Проблема 1. Потеря образовательных и нравственных ориентиров.
Как-то так получилось, что в российские школьники начальных классов показывают высокие результаты в международных исследованиях качества читательской и естественно-научной грамотности, а вот старшеклассников результат, который можно назвать провальным. Почитайте «Итоги PISA 2009 – утраченные иллюзии для России…» или аналогичный материал здесь.
Вывод по проблеме: Стоит ли ускорять шаги реформы, если мы не очень хорошо представляем, куда нам следует идти? Может, следует осмотреться, ведь в качестве примера зарубежного опыта можно использовать не только американский опыт, но и посмотреть на опыт Финляндии, чьи PISA-результаты одни из лучших в мире?
Проблема 2. Вынужденная работа школы «на чиновников», а не «на детей»
Конечно, любая школа должна вести необходимую документацию и отчитываться о своей работе, но...
А почему в нашей стране на каждого учителя найдется по чиновнику? Почему чиновники не только создают работу друг для друга, почему-то они не могут обойтись без учителей (как постоянного источника исходной информации)? Ответы на эти вопросы даёт Ушаков К.М.
В финале всероссийского конкурса «Директор школы-2010» во время виртуальной беседы с Президентом РФ Д.А.Медведевым я говорил:
В следующем конкурсе «Директор школы-2011» один из финалистов в виртуальном обращении к А.А.Венедиктову в гротескной форме просил его передать Президенту страны просьбу учителей «отпустите нас к детям!»
Все дальше друг от друга уходят мир школьной жизни и мир бумаг создаваемых в этой же школе. Интересно было бы знать мнение читателей о влиянии этих миров друг на друга.
В какой мере все преобразования и действия по модернизации образования влияют на главное что есть в школе – на урок?
12-й Всероссийский педсовет, который ведется на сайте Pedsovet.org, организовал «Открытый реестр документов, которые необходимо готовить преподавателю», а затем  опубликовал отчет о проведенной акции «Бумажкам.нет» Получилась просто убийственная статистика того, что творится в школах страны
Я привел только небольшую выборку фактов и мнений «бумажном вале» который умышленно или неумышленно построен и продолжает укрепляться на пути улучшения образовательного процесса в школе. Каждому учителю найдется что добавить к этому перечню.
Вывод по проблеме: Продолжая аналогию Т.Канделаки можно сказать, что «Титаник российского образования», столкнувшись с бумажным айсбергом, уже «клюнул» носом в бумажный айсберг, его винты наполовину уже поднялись над водой. Винты еще вращаются, ход «Титаника» значительно замедлился. По мере углубления носа в эту бумажную бездну ход корабля будет только падать, как ни пытайся поднять мощность карабельного двигателя!
Проблемы 3-7 в следующем посте