А.Н.Ардабьева |
С интересом слежу за публикациями о ходе модернизации российского образования, о проблемах школы, взгляды многих коллег настолько мне близки, что просто удивительно, как разные, часто совсем незнакомые люди могут думать настолько синхронно. Можно было бы написать о многом, но этот пост в блоге моего директора и мужа я хотела бы посвятить одному эпизоду, который буквально поверг меня и моих коллег если не в шок, то в глубочайшее потрясение, и заставил ещё раз задаться вопросом: что же мы (общество, государство) творим с образованием и чего мы ждём от наших детей?
Идёт урок
русского языка в рамках конкурса «Учитель года». Даёт его наша коллега в 9
классе с углубленным изучением русского языка, литературы, истории,
обществознания и права. В этом классе учатся несколько победителей и призёров
регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по этим предметам.
Урок идёт великолепно, на одном дыхании, дети
и учитель работают вдохновенно.
Учитель использует тексты Д.С. Лихачёва о
смысле жизни, необходимости делать добро, жить не только ради себя. Всё
чудесно. Затем, развивая основную воспитательную мысль урока, учитель обращается
к упражнению в учебнике. Это размышления Алексея Маресьева о том, что такое
подвиг, как к нему нужно готовить себя. Опять же дети всё понимают, правильно
анализируют текст с точки зрения лингвистики, нравственности. Все
присутствующие в восхищении. И вдруг, по ходу урока, учитель спрашивает: кто
такой Алексей Мараесьев, что вы знаете об этом человеке?... В ответ полнейшая
тишина…
Учитель,
дающая урок в чужом классе – умница. Она не стала укорять детей. На следующем
слайде в её презентации – портрет Маресьева, она кратко говорит о том, кто он такой и даёт
детям совет прочитать «Повесть о настоящем человеке», тонко мотивируя
девятиклассников зачем и почему им это необходимо…
Урок
закончился, жюри очень высоко его оценило, а я никак не могла обрести (и не
обрела до сих пор) душевного равновесия. Может быть, потому, что с детства слышала рассказы отца,
который с 16 лет воевал на фронте и закончил войну в Праге, был награждён
орденом Славы и медалью «За отвагу», может быть потому что «Повесть о настоящем
человеке» прочитала в пятом классе и с тех пор Алексей Маресьев, также как и
многие другие герои войны, лично для меня не был чужим человеком, а может быть
потому, что проработав 36 лет в школе учителем истории и из них ещё 26 лет заместителем
директора сначала по воспитательной, а затем по учебно-воспитательной работе, я
старалась, чтобы наши ученики о войне знали и помнили и детям своим передали, «чтобы
тоже запомнили».
Своими «растрёпанными»
чувствами на следующий день поделилась с коллегами –историками и литераторами,
благо был сильный мороз, уроков практически не было, мы собрались в
методкабинете, чтобы поговорить об окончании второго триместра. После того, как
обсудили эту тему, так получилось, что остались наши литераторы и историки. И я
рассказала им о том, что не даёт мне покоя вот уже сутки. Разговор получился
настолько заинтересованный (а коллеги мои очень большие умницы, специалисты
своего дела и им, как и мне, часто бывает «за державу обидно»).
Конечно,
первая мысль была сказать о том, что современная молодёжь мало читает, читает
не то, родители не заботятся о том, чтобы сохранять духовную связь поколений,
школа не может объять необъятное и т.д.
А потом мы
стали задавать друг другу вопросы, из которых следовало, что виноваты, в
общем-то, не дети. Мы вспомнили интегрированный урок истории и литературы «У
войны не женское лицо», праздник для ветеранов войны накануне 9 мая, мероприятия
«Хлеб мира и войны», «Песни военных лет» и другие, когда многие наши дети не
могли сдержать слёз…
А вопросы мы
задавали себе такие: Почему из школьной программы исчез пропедевтический курс «Рассказы
по истории» в 5 классе? Почему из курса литературы убрали такие произведения, как
«Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Девочка из города», «Повесть о настоящем
человеке», «Молодая гвардия» и другие, которые рассказывали о жизни нашей
страны и её народа? Почему программы по истории и литературе построены таким
образом, что нам некогда остановиться, задуматься, обобщить. Мы как будто бежим
на вокзал к уходящему поезду, боясь опоздать.
Мы боимся,
что не успеем впихнуть в головы наших учеников, как в чемодан, какие-то вещи
без которых им не прожить в жизни.
А дальше
вопросы стали ещё глобальней: почему у учителя не осталось времени, чтобы
больше бывать с детьми, разговаривать с ними, читать сообща и обсуждать книги:
Вместо этого учителя сначала пишут, потом весь год корректируют рабочие
программы, после уроков спешат в
конференц-зал, чтобы успеть внести в электронные дневники все оценки и домашние
задания, не успевают посещать мыслимые и немыслимые мероприятия (предвыборные
встречи, открытие вокзала, день призывника, день матери и т.д). Мы уже не
говорим, мы кричим «Отпустите нас к детям!».
А что
показывает наше уважаемое и свободное телевидение в самое «золотое время»? Чудо
передачи «Давай поженимся», «Пусть говорят», сериалы, где действующие лица либо
проститутки, либо бандиты, либо «менты», где только обманывают и предают… А «Жуков»,
«Фурцева», замечательные документальные фильмы идут в такое время, что даже не
все учителя могут их посмотреть, потому что завтра нам вставать в шесть утра и
идти на работу.
И вообще,
коллеги, почему-то в современных передачах и фильмах учитель либо педофил, либо
идиот, либо блаженный. (Последние фильмы, где показан положительный образ
учителя – «Доживём до понедельника» и «Большая
перемена»)? Что же мы все и вправду такие? Никогда с этим не соглашусь.
Благодарна судьбе за то, что в жизни мне встретилось столько замечательных
педагогов, которые или учили меня и наших детей, либо работают рядом со мной
долгие годы. И молодые коллеги приходят в школу хорошие, только не все
выдерживают и уходят не столько из-за
зарплаты, сколько порой из-за обилия бессмысленных дел, которые никак не влияют
на качество образования.
Мы не стали
обсуждать вопрос «Кто виноват?» Мы задали себе другой извечно русский вопрос «Что
делать?»
И мы сообща
кое-что придумали. Если сумеем воплотить в жизнь, то напишу. Возможно, через
полгода.
Но я очень
хочу, чтобы наши умные и не самые умные дети
знали и помнили кто мы? Откуда мы? И куда мы идём и зачем?
Ардабьева Анна Николаевна, зам. директор лицея по УВР
Задели за самое живое... Я давно об этом думала, а теперь надо делать и не что-то, а конкретное.
ОтветитьУдалитьА что именно, и что конкретно делать стоит?
УдалитьВладимир Николаевич, я скопировал пост Анны Николаевны в сообщество живого журнала "Другая школа". Там пришло несколько комментариев, скорее критичных. Посмотрите, если будет время и желание. Может быть, возникнет желание ответить? http://drugaya-scola.livejournal.com/49831.html
ОтветитьУдалитьЯ со своей стороны что-то попытался отписать.
Здравствуйте, Павел! Блог "Другая школа" находится в списке постоянно мною читаемых блогов. Я видел комментарии в режиме реального времени. Те комментаторы стоят на другой идеологической платформе (клубничной, например) и мои любые сообщения просто ими не будут восприняты. Они уже за наших детей решили, что им (детям) якобы невыносимо скучно у нас. И хотя это не так, я за детей не имею права возражать или оправдываться. А подсказывать детям, мол почитайте и ответьте я не буду никогда.
УдалитьДа, позиция вполне понятная, Владимир Николаевич. Увы, уровень дискуссий в "Другой школе" - это то, что иногда меня огорчает. Хотя во-первых довольно часто мысли, которые там фиксируются, бывают крайне интересными, а во-вторых я знаю массу примеров других на самом деле интересных блогов и сообществ, в которых комментариев гораздо больше, но процент не очень адекватных (если говорить мягко) комментариев там значительно выше взвешенных оценок. Видимо, так сейчас устроена блогосфера. А посему я стараюсь по возможности смягчать (или игнорировать) все то, что меня задевает или расстраивает.
УдалитьМой поклон Анне Николаевне!
Я поступаю также. Спасибо за понимание! Поклон передам!
УдалитьЧтобы существенно изменить что-то в нашем образовании, нужно изменить всю созданную в последние годы политическую систему. Несовершенство школьных программ, низкие зарплаты учителей, - это мелочи по сравнению с тем, что идёт вымирание русского народа. В том районе города Уварово, где я живу, множество брошенных домов, в большинстве домов живут старики, и нет ни одного дома, где жили бы более трёх человек. Здесь детей почти нет. Мало кто думает об этом, потому что СМИ забивают головы ерундой и манипулируют людьми. А изменение системы – это прежде всего вопросы о власти и собственности. Владимир Николаевич, вы готовы обсуждать на своём блоге пути разрушения сложившейся политической системы? Думаю, что нет. Хотя терять-то нам нечего, большая часть жизни уже прожита. Лапшин С.С.
ОтветитьУдалить