Я был у Тины Канделаки на форуме «Умная школа», а вот она в школах Тамбовщины еще не была. Зато не так давно она побывала в Казани. Там её пребывание было резонансным, отклики об этом событии были порой полярными. Один из них написан учительницей физики Р.Г. Хабибуллиной, опубликован в газете "Вечерняя Казань".
Мне кажется, что визит Тины Канделаки в Казань просто явился спусковым крючком для статьи Хабибулиной: по поводу нынешнего состояния школ любая учительница Тамбовщины (возможно, и большинства регионов России) написала бы тоже самое. По крайней мере, я оцениваю современную учительскую жизнь точно также:
"Я
никогда не писала в газету, но тут, как говорится, достали. И печать, и
телевидение продолжают обсуждать недавний визит в Казань известной телеведущей
Тины Канделаки. Складывается впечатление, что теледиву пригласили в Татарстан
специально, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, что мы впереди
планеты всей, в этот раз в области образования.
Читаю
газетные комментарии, интервью министра образования А. Гильмутдинова и ловлю
себя на мысли, что все, о чем говорят наверху, это как бы отражение в кривом
зеркале того, что реально происходит со школой сегодня. Министр возмущается
информацией о нищенских зарплатах учителей, постоянно заверяет нас в том, что
достойный учитель в республике имеет достойную зарплату. Я вроде бы успешный
учитель физики - в школе более 30 лет, имею высшую категорию, звание
"Почетный работник образования РФ", массу почетных грамот и
благодарностей в трудовой книжке. Вынужденно имея запредельную нагрузку - 29
часов (нет желающих идти в школу на должность учителя физики, к тому же страшно
работать в сегодняшней ситуации, когда не столько учишь детей, сколько ведешь
документацию - бумажную, электронную...), я получила на руки 17 тысяч рублей.
Это и есть достойная зарплата? Может быть, это было бы ничего, если бы не
интенсивность и сложность реалий сегодняшней учительской жизни.
С
начала года всюду введены электронные журналы и дневники, и учителям вменено в
обязанность их ведение. Мы понимаем, что это естественно для современной жизни.
Но не кажется ли руководителям образования в республике, что это немалая
дополнительная нагрузка на учителей и она должна соответственно оплачиваться?
Странно, что этот вопрос не возникает. Сегодня от учителя требуют, чтобы
компьютер был включен в течение всего трудового дня. Но вот проблема:
компьютерная сеть регулярно перегружена, техника зависает. В итоге для того,
чтобы выставить оценки в электронном журнале, учителю приходится отвлекаться от
ведения урока, чаще приходить в школу во внерабочее (вечернее!) время, чтобы не
вызвать гнев администрации и вовремя оформить документацию. Отсюда напряжение в
отношениях между учителями. Например, тебе нужен журнал 9 "Б" класса,
а он сейчас у Наили Фатыховны, приходится ждать, когда она его освободит.
Осложнились отношения и в семьях учителей: не все супруги понимают, что это
делает жена в школе чуть не каждый вечер. И своих детей, между прочим, надо
воспитывать и следить за их учебой.
Канделаки
восхищается молодыми педагогами в школе №19, наличие в школе молодежи ей явно
импонировало. Конечно, руководству образования республики очень приятно, что
удалось показать себя в таком выигрышном виде. Но мы каждый день видим другую
картину. Молодые педагоги дружно бегут из школы, как только сталкиваются с
кабальной реальностью учительской жизни. К тому же школу лихорадит от
бесконечных проверок и комиссий. Проверяющих масса, и их число множится: роно,
гороно, рособрнадзор, экономисты, прокуратура, контроль за ведением электронных
журналов и дневников и т.д. Учителю просто некогда учить детей, он загружен
сверх всяких возможностей. Из последних сил тянут эту лямку люди пенсионного
возраста. Если уволить их, завтра школа рухнет. Так что наличие молодых
педагогов в школе - иллюзия, в реальности этого нет.
Сейчас
много говорят о необходимости борьбы с поборами в школе. Директора бесконечно
прорабатывают классных руководителей, чтобы они настаивали на добровольной
сдаче денег родителями и при этом оформляли дарственные. Как будто родители
сплошь миллионеры и только и мечтают о том, чтобы оказать школе спонсорскую
помощь. Помилуйте, где найти таких богатеев, родители-то ведь часто едва сводят
концы с концами! Но и руководство школ можно понять. Где им брать деньги на
самые разные школьные нужды, ведь финансирование школ все сокращается, а
потребности растут.
Так
что визит Тины Канделаки в большой степени способствовал нарастанию
напряженности в школьных коллективах и обострению многочисленных проблем,
стоящих перед учителями и руководством школ. Можно понять телезвезду, которая
таким образом пытается укрепить свой имидж. Можно понять и министерских
чиновников, выполняющих политический заказ и, как правило, не знакомых с
реалиями школьной жизни. Вот только школе от этого горько!".
Подписалась бы под каждым словом статьи Р.Г. Хабибуллиной. Во всём полностью согласна с коллегой. В нашем коллективе популярна фраза: "Если бы не дети, мы бы все отчёты во время сдавали". В нашем городе также вводится электронная документация, с той лишь разницей, что У БОЛЬШИНСТВА УЧИТЕЛЕЙ НЕТ КОМПЬЮТЕРА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ!
ОтветитьУдалитьМолодец, учительница физики! Побольше бы таких педагогов, смелых и мыслящих! Не первый раз слышу подобный комментарий в адрес Т.Канделаки. Но - собака лает - караван идет. Она "наверху" и будет делать свое дело. А учителя будут задавлены тем, о чем так хорошо написала учительница Р.Г. Хабибуллина. Да, в Татарстане много сделано, очень много, и будет сделано еще. Но много ли у нас таких регионов в стране, с подобными финансовыми возможностями?
ОтветитьУдалитьЯна, а мне всё-таки кажется, что статья Хабибулиной не о Тине Канделаки, а о положении дел в школах Татарстана и всей страны!
Удалить