Рекомендую посты об образовании

среда, 9 ноября 2011 г.

Статья о школе, а не о Тине Канделаки


Я был у Тины Канделаки на форуме «Умная школа», а вот она в школах Тамбовщины еще не была. Зато не так давно она побывала в Казани. Там её пребывание было резонансным, отклики об этом событии были порой полярными. Один из них написан учительницей физики Р.Г. Хабибуллиной, опубликован в газете "Вечерняя Казань".
Мне кажется, что визит Тины Канделаки в Казань просто явился спусковым крючком для статьи Хабибулиной: по поводу нынешнего состояния школ любая учительница Тамбовщины (возможно, и большинства регионов России) написала бы тоже самое. По крайней мере, я оцениваю современную учительскую жизнь точно также: 
"Я никогда не писала в газету, но тут, как говорится, достали. И печать, и телевидение продолжают обсуждать недавний визит в Казань известной телеведущей Тины Канделаки. Складывается впечатление, что теледиву пригласили в Татарстан специально, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, что мы впереди планеты всей, в этот раз в области образования.
Читаю газетные комментарии, интервью министра образования А. Гильмутдинова и ловлю себя на мысли, что все, о чем говорят наверху, это как бы отражение в кривом зеркале того, что реально происходит со школой сегодня. Министр возмущается информацией о нищенских зарплатах учителей, постоянно заверяет нас в том, что достойный учитель в республике имеет достойную зарплату. Я вроде бы успешный учитель физики - в школе более 30 лет, имею высшую категорию, звание "Почетный работник образования РФ", массу почетных грамот и благодарностей в трудовой книжке. Вынужденно имея запредельную нагрузку - 29 часов (нет желающих идти в школу на должность учителя физики, к тому же страшно работать в сегодняшней ситуации, когда не столько учишь детей, сколько ведешь документацию - бумажную, электронную...), я получила на руки 17 тысяч рублей. Это и есть достойная зарплата? Может быть, это было бы ничего, если бы не интенсивность и сложность реалий сегодняшней учительской жизни.
С начала года всюду введены электронные журналы и дневники, и учителям вменено в обязанность их ведение. Мы понимаем, что это естественно для современной жизни. Но не кажется ли руководителям образования в республике, что это немалая дополнительная нагрузка на учителей и она должна соответственно оплачиваться? Странно, что этот вопрос не возникает. Сегодня от учителя требуют, чтобы компьютер был включен в течение всего трудового дня. Но вот проблема: компьютерная сеть регулярно перегружена, техника зависает. В итоге для того, чтобы выставить оценки в электронном журнале, учителю приходится отвлекаться от ведения урока, чаще приходить в школу во внерабочее (вечернее!) время, чтобы не вызвать гнев администрации и вовремя оформить документацию. Отсюда напряжение в отношениях между учителями. Например, тебе нужен журнал 9 "Б" класса, а он сейчас у Наили Фатыховны, приходится ждать, когда она его освободит. Осложнились отношения и в семьях учителей: не все супруги понимают, что это делает жена в школе чуть не каждый вечер. И своих детей, между прочим, надо воспитывать и следить за их учебой.
Канделаки восхищается молодыми педагогами в школе №19, наличие в школе молодежи ей явно импонировало. Конечно, руководству образования республики очень приятно, что удалось показать себя в таком выигрышном виде. Но мы каждый день видим другую картину. Молодые педагоги дружно бегут из школы, как только сталкиваются с кабальной реальностью учительской жизни. К тому же школу лихорадит от бесконечных проверок и комиссий. Проверяющих масса, и их число множится: роно, гороно, рособрнадзор, экономисты, прокуратура, контроль за ведением электронных журналов и дневников и т.д. Учителю просто некогда учить детей, он загружен сверх всяких возможностей. Из последних сил тянут эту лямку люди пенсионного возраста. Если уволить их, завтра школа рухнет. Так что наличие молодых педагогов в школе - иллюзия, в реальности этого нет.
Сейчас много говорят о необходимости борьбы с поборами в школе. Директора бесконечно прорабатывают классных руководителей, чтобы они настаивали на добровольной сдаче денег родителями и при этом оформляли дарственные. Как будто родители сплошь миллионеры и только и мечтают о том, чтобы оказать школе спонсорскую помощь. Помилуйте, где найти таких богатеев, родители-то ведь часто едва сводят концы с концами! Но и руководство школ можно понять. Где им брать деньги на самые разные школьные нужды, ведь финансирование школ все сокращается, а потребности растут.
Так что визит Тины Канделаки в большой степени способствовал нарастанию напряженности в школьных коллективах и обострению многочисленных проблем, стоящих перед учителями и руководством школ. Можно понять телезвезду, которая таким образом пытается укрепить свой имидж. Можно понять и министерских чиновников, выполняющих политический заказ и, как правило, не знакомых с реалиями школьной жизни. Вот только школе от этого горько!".