Рекомендую посты об образовании

понедельник, 21 февраля 2011 г.

Профильное обучение или ИОТ?

ИОТ – индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Идея работы по индивидуальным учебным планам возникла в нашем лицее не случайно. Она «выросла» из тех проблем, с которыми нам пришлось столкнуться.
Лицей с момента своего возникновения являлся профильным учебным заведением. С 1994 года, когда лицей был открыт, наиболее востребованным оказался физико-математический профиль, в 1997 году появился социально-гуманитарный, в 2004 году – информационно-технологический, в 2005 – индустриально-технологический. Открытие каждого из профилей было продиктовано изучением образовательных запросов и реальных возможностей каждого из учащихся. 
Кроме того, когда в 2004 году по решению учредителя произошла реорганизация в форме слияния лицея и одной из крупных школ города, мы столкнулись с проблемой. Не все учащиеся бывшей школы могли учиться на углубленном уровне, как того требуют образовательные программы лицея. В то же время процесс реорганизации происходил непросто и разгонять неспособных учиться на высоком уровне сложности по другим школам было просто нельзя и по стратегическим, и по тактическим соображениям. Тогда и появился индустриально-технологический профиль, который мы реализуем совместно с Уваровским химическим колледжем.
Администрация и педагогический коллектив, работая с детьми и родителями, столкнулись ещё с двумя проблемами.
Первая – наши четыре вышеназванных профиля не обеспечивали образовательных потребностей всех учащихся. Ежегодно небольшое их количество хотели бы учиться на химико-биологическом профиле, но возможности открыть полноценный класс такого профиля не было ни в лицее, ни в городе. Ежегодно часть учащихся поступает в ВУЗы на строительные специальности, им бы хотелось продолжить изучение черчения, но учебный план ни одного из наших профилей этого не предполагал.
А вторая проблема – обучающиеся при переходе в школу третьей ступени не хотели менять класс, классного руководителя и продолжали учиться на том профиле, который не отвечал их образовательным запросам. В 2006 году Лицей с Золотой медалью закончила Сердюкова Ольга. Она училась в физико-математическом классе, но мечтала стать юристом. И хотя параллельный класс был как раз социально-гуманитарный, она не захотела туда перейти по указанным выше причинам. Девочка была очень способной, трудолюбивой, она начала заниматься правом дополнительно, неоднократно побеждала на областных олимпиадах по праву и обществознанию, в 2006 году стала победителем Российской олимпиады по праву и без экзаменов поступила в МГИМО. Её история заставила нас более пристально посмотреть на возможности профильного обучения.
Именно тогда, в 2006 году, мы всерьёз задумались над организацией обучения по индивидуальным учебным планам. Начали изучать литературу и педагогическую периодику и нашли ответ на многие волновавшие нас вопросы. На семинаре М.М. Поташника услышали его мнение о том, насколько это важно и насколько это трудно. Прежде, чем принять решение, решили ещё раз выяснить, чего же хотят дети и их родители. Провели анкетирование. Выяснилась очень интересная вещь. Многие дети хотели бы изучать на углубленном или расширенном уровне по 6-7 предметов, и их родители были с этим согласны. В таком случае учебная нагрузка учащихся должна была бы перевалить далеко за 40 часов.
(продолжение следует)