Рекомендую посты об образовании

понедельник, 28 февраля 2011 г.

Профильное обучение или ИОТ? Часть 3

Мои заместители при решении трудных вопросов действуют совместно, помогая друг другу. Над расписанием работали зам. по УВР (Ардабьева А.Н.) и зам по НМР (Родионова М.А.) Три дня нам потребовалось только на то, чтобы им самим разобраться с этими группами и уложить их в расписание. Если можно сравнить эту работу с чем-либо, то, скорее всего, это решение головоломок. Наши коллеги и просто те, кто оказывается в кабинете завуча, очень удивляются тому, как выглядит лежащее на столе расписание. Но для Анны Николаевны и Марины Анатольевны оно – открытая книга, которую они легко читают.
У нас есть компьютерная программа для составления расписания, но мы в этом году не смогли ей воспользоваться, потому что компьютеру нужно поставить задачу, т.е. ввести определённые данные и комбинации данных. А нам их ещё предстояло придумать. Когда же мы всё придумали, расписание было уже практически готово.
Проблема возникла такая:
Проблема возникла такая: химию и биологию  пожелали изучать на профильном уровне четыре человека. По БУПу на изучение каждого из этих предметов отводится 3 часа. Во всех остальных профилях – 1 час биологии и 2 часа химии. Решили эту проблему за счёт элективов.
Элективы ребята выбрали такие: математику, физику, сайтостроение, психологию, основы потребительской культуры, журналистику. И учащиеся, и учителя нацелены на то, что эти занятия должны носить прикладной характер, т.е решать практические задачи жизни лицея. Например, психологам поставлена задача организовать работу по изучению личностных качеств учащихся лицея.
Проблема возникла даже при заполнении журналов. Сколько должно быть журналов? Куда записывать проведённые уроки (у нас в двух классах есть социально-гуманитарный профиль и на часть уроков они объединяются по профилю, но ведь нельзя записать проведённый урок дважды). Куда вносить сведения об учащихся, о пропусках, кто из классных руководителей и какой журнал должен вести и как вообще во всём этом не заблудиться?
На эти вопросы нам ответить не смог никто, в литературе об этом не написано ничего, а классный журнал рассчитан на класс, а не на индивидуальные учебные планы.
В конце концов, нам пришлось брать на себя ответственность и принимать решение. 
Может быть, кто-то придумал бы лучше, не знаю. У нас же в 10-х классах 3 журнала на 4 профиля: физико-математический, социально-гуманитарный, информационно-технологический + химико-биологический (у этих двух профиле разница только в количестве часов химии и биологии). Общие сведения об учащихся записываем так: 10а класс – в журнал информационного профиля (в 10б такой профиль не выбрали), 10б – в журнал физ-мат профиля. И оба классных руководителя работают с журналом социально-гуманитарного профиля.
Ещё об одной проблеме необходимо говорить. Это, конечно. финансирование. Работа по индивидуальным учебным планам очень много даёт учащимся, она перспективна, её организация сложна, но она с большим трудом вписывается в современную систему финансирования. Требование о наполняемости классов в 25 человек и работа по индивидуальным планам практически несовместимы. В этом году мы вышли из положения только потому, что мы лицей и имеем большую субвенцию, чем школы и работаем по ИУП только в одной параллели. Но в будущем году, если продолжать эту работу в новых 10-х классах, то финансово обеспечить её мы уже не сможем.
Считаем что, по образовательным учреждениям, которые это делают, на уровне области нужно принимать какое-то отдельное решение. Возможно, в каких-то школах страны существует специальное положение о финансировании школ, где обучение ведётся по ИУП.