Рекомендую посты об образовании

пятница, 25 февраля 2011 г.

Профильное обучение или ИОТ? Часть 2

(продолжение, начало - пост от 21 февраля 2011)
Когда я писал первый пост по апробированию в нашем лицее методов организации ИОТ (индивидуальные образовательные траектории), я еще не был знаком с публикацией "Не будут дети это учить!" Е. Подгороной в "Газете.ru" (http://www.gazeta.ru/education/2011/02/15_e_3526634.shtml). Высказанная ею точка зрения не может быть отброшена в ругательной полемике о новых ФГОС старшей школы.
Новые ФГОС старшей школы - это хорошо или плохо? Моя точка зрения по этому вопросу: истина где-то посередине!
Ну а теперь я продолжу рассказ о нашем опыте (только прежде чем читать, воскресите в памяти мой пост от 21.02.11).


Начался второй этап нашей работы – консультации и встречи с детьми в классах, с родителями на собраниях. На этих встречах вели разъяснение что можно, а чего нельзя допускать ни при каких обстоятельствах, как построить индивидуальный учебный план для каждого конкретного ребёнка.
Следующий, третий этап был очень трудоёмким. Я встретилась с каждым учеником 9-го класса (63 человека), мы обсудили с ними их дальнейшие жизненные планы, некоторые из них собирались после окончания 9 класса лицея поступить в техникумы, но большинство решили продолжить обучение в лицее.
С каждым из обучающихся нам нужно было составить индивидуальный учебный план. Саму форму плана нашли в журнале. Сложность работы заключалась в том, что необходимо было найти компромисс между желаниями детей, порой очень туманными, и реальным учебным планом какого-либо профиля. Многие уже определились и чётко знали, чего хотят. Некоторые желали углублённо изучать математику и русский язык, другие хотели биологию и химию, некоторым требовалось черчение. С некоторыми из детей пришлось встретиться не один раз. Наконец, ИУП были готовы. Мы их распечатали и отдали детям на подпись родителям. Вместе с заявлениями в 10 класс и аттестатами об основном образовании они сдали секретарю и ИУП.
Проблема была ещё и в том, что к нам в 10 класс пришли 11 человек из других школ, в том числе сельских, которые ничего не слышали об индивидуальных планах. Пришлось с ними провести работу, причём в сжатые сроки. А учитывая то, что это было лето, я была в отпуске, а приходили они в лицей не одновременно, можно представить сколькими днями отпуска нашему завучу пришлось пожертвовать.
И вот наступает конец августа. Время, когда у любого завуча голова идёт кругом от обилия дел и проблем. Но на первом месте, конечно, расписание. Сказать, что наше расписание составлять сложно, значит ничего не сказать. И без ИУП сложностей предостаточно (классы делятся на подгруппы, уроки иностранного языка и физкультуры идут одновременно у всей параллели, некоторые учителя ведут 2 предмета, например, физику и информатику и т.д.). А тут ещё ИУП …
Две компьютерные программы, купленные нами для составления расписания показали свою полную беспомощность. Вся надежда - на аналитический ум завучей. Составление расписания они начинали именно с 10-х классов. Часть предметов им предстояло изучать всем классом (химия, биология, ОБЖ, физкультура), часть – объединившись в группы для предметов углубленного или профильного уровня. Причём, таких групп разного состава несколько. Часть базовых предметов тоже требовало объединения в группы. Например, для изучения истории на базовом уровне объединяли учащихся физмат профиля и информационно-технологического.
(продолжение следует)