Рекомендую посты об образовании

вторник, 14 декабря 2010 г.

Об учебниках-ридерах. Дубль второй

(продолжение 1)
Я приношу свои извинения читателям за то, что вчера в сообщении "Может ли букридер стать школьным учебником?" я не совсем точно расставил акценты и не смог учесть той громадной разницы, которая сейчас сложилась в вопросах финансирования разных регионов нашей страны.
Описанные мною факты были очевидными для одних регионов и вызывали недоумение у читателей других регионов страны. При этом можно было сделать самые парадоксальные выводы.
А я хотел просто показать, насколько важной мы считаем проблему обеспечения детей учебниками особенно в условиях недофинансирования школ и низкого уровня заработных плат основной массы родителей. А начав с этого, я хотел перейти к обсуждению возможности в недалёком будущем использовать один букридер для одного ребенка как целую учебную личную библиотеку. И рассмотреть мне хотелось бы не только финансовую но и пользовательскую и методическую стороны этого вопроса.
Итак, дубль второй вчерашнего поста:
Более десяти лет тому назад прекратилось государственное финансирование пополнения фонда школьных учебников, которые выдавались детям бесплатно. В те годы мы запустили механизм приобретения учебников, который действует у наc и поныне. Тогда на одной неделе у нас прошли три общелицейских родительских собрания.
На первом собрании мы не давили на родителей, просто спрашивали как, по их мнению, лучше приобретать учебники, если государство перестало снабжать школьников ими. К общему решению, конечно же, не пришли.
На втором дебаты продолжились, а затем родители спросили меня, какие способы известны мне. Я рассказал о нескольких способах, которые мне на то время были известны. К окончательному решению пришли на третьем собрании: мне было поручено посчитать, по скольку рублей все родители должны сложиться, чтобы можно было оптом докупить недостающие на тот момент учебники.
С той поры так и пошло...
Семь лет назад в нашем регионе было введено нормативно подушевое финансирование. Из-за невысокого норматива на обучение одного ученика средств субвенции школам не хватало на формирование фонда оплаты труда (и сейчас не хватает). На учебные расходы (именно за счет них можно было бы закупать учебники) не оставалось практически ничего. В школах города появилось понятие «родительский фонд» для комплектования библиотек учебниками.
То, что мы сделали вынужденно, подавалось как пример.
Сейчас мы делаем это так: родители, продолжая заведенную традицию, сдают в общественную кассу Управляющего совета лицея (но не на счет лицея) по 500 рублей на один учебный год. Управляющий совет, согласовав с заместителем директора по УВР и лицейской библиотекой список недостающих учебников на очередной учебный год, производит оптовую закупку.
В начале учебного года дети получают в библиотеке полный комплект учебников. По окончании учебного года они сдают книги в библиотеку. В следующем учебном году все повторяется. Родители очень довольны такой системой обеспечения учебниками, т.к. даже не самые сообразительные из них легко соотносят в уме 500 рублей и рыночную стоимость годового комплекта учебников.
Я описал всё это в связи возникающей в СМИ дискуссией о возможном использовании в ближайшее время устройств для чтения электронных книг (букридеров) в качестве школьных учебников. У меня вопрос к читателям блога, особенно, к родителям и школьным библиотекарям. Что вы думаете о перспективе использования букридеров в качестве учебников?
(продолжение 2 следует) 

4 комментария:

  1. Владимир Николаевич! Знаете, конечно, что, если у Вас в школе и у школьников дома хороший интернет, то появляются все чаще в Сети хорошие сайты с образовательным контентом - уроками, репетиторами, энциклопедиями, виде и аудио... для самоподготовки учащихся и проведения ДО. Часто это является хорошим подспорьем в организации учебной деятельности в школе. Учителей подтянуть бы... Я вот приготовила для Вас ссылку на хорошую конференцию, проведенную эстонскими педагогами https://sites.google.com/site/ulejconf/ Там и "обучалки" и размышления. Подумала, м.б. Вам пригодится при простраивании пути развития школы и систематического обучения в дистанционном режиме учителей школы? (обязаны же корейские учителя проходить 30 курсов в году!)

    ОтветитьУдалить
  2. Здраствуйте, уважаемая Елена Николаевна!
    За ссылку большое спасибо!
    Про наш интернет доступ можно мягко сказать, что он вреде бы и есть, а фактически и практически его как бы и нет. Когда мне надо получить очередную порцию указаний и запросов от начальства по эл. почте, я выдергиваю из DSL-модема проводок, отключая тем самым на некоторое время весь остальной лицей. По этой причине мы отказались от "Телешколы" и других сетевых проектов.
    Почитатйте еще раз мой пост от 2 дек. "О школьном Интернет". Наша беда в том что у нас нет другого провайдера, кроме ЦентрТелеком.
    Правда, сейчас я начал вести переговоры с руководством ЦентрТелекома об увеличении скорости доступа для лицея в порядке исключения,мотивируя громадьем наших проектов и достижений.
    Есть надежда, что Вашими рекомендациями уже в ближайшее время воспользуются некоторые наши учителя со своих домашних компьютеров.

    ОтветитьУдалить
  3. Библиотекари-блоггеры, когда в прошлом году обучались на курсе "Я учусь работать в блоге", осваивая параллельно социальные сервисы и инструменты Веб 2.0 (о чем можно прочитать здесь - http://school-sector.relarn.ru/wps/?p=1182), тоже вначале писали о трудностях работы из школы - отсутствие интернета, поддержки коллектива и директора (никакого иного варианта и не предполагая), сейчас практически все работают больше всего из дома (в школе и времени особенно нет), но направленно - на нужды школы, для учащихся и педагогов... Думаю, что такая ситуация станет нормой в ближайшее время, когда разберемся все вместе, какие виды (формы, приемы, методы) учебной деятельности необходимость в школе, а какие - в Сети в свободное от уроков время (из дома, из библиотеки, и даже из кафе) :-) Не зря же во многих зарубежных школах вся деятельность учащихся в рамках образовательного учреждения (на уроках) обязательно подтверждается разрешением родителей, т.к. это ответственность учителя (вопросы безопасности ребенка в Интернете во время уроков)...

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день, Владимир Николаевич. Рада, что Вы снова появились. Я постоянный читатель Вашего блога, хотя и не всегда оставляю комментарии. С Вами всегда интересно и поучительно. Насчет электронных учебников, меня, как школьного библиотекаря интересует, как они будут храниться, выдаваться и проверяться практически. Я что-то нигде не встретила пока, как букридеры прошли апробацию в пилотной школе? Каковы отзывы? А вообще, я думаю, это для ребят благо - не надо таскать тяжеленные сумки, хотя бы с этой стороны.Все время хотелось, чтобы у ребят были 2 комплекта учебников - один дома, один в школе.

    ОтветитьУдалить