Рекомендую посты об образовании

понедельник, 20 декабря 2010 г.

Эволюция школьных библиотек

(продолжение 4) 
На сайте журнала "Директор школы" есть раздел "Блоги", в котором  как эхо публикуются и сообщения из этого моего блога "Я так думаю!"
К эхо моего сообщения "Эволюция школьных библиотек"  поступил комментарий Максименко П.Ю.:
"У букридера есть ещё один минус - очень важный! Он отучает пользоваться книгой как книгой. Она превращается из предмета искусства в носитель информации. Допустимо ли это для школы?"
В ответ на этот комментарий там же я опубликовал свой:
"Многие ли современные бумажные учебники можно считать произведениями искусства? Не знаю. Но знаю, что многие люди во времена Гуттенберга и Федорова считали книгопечатание дьявольским ремеслом, а не искусством написания и оформления книги человеком. Однако человечество не посчитало допустимым отказаться отказаться от книгопечатания. Телефон, вроде бы, тоже выхолащивает искусство человеческого общения, но человечество не посчитало допустимым отказаться от телефонии. И бумажная книга и электронная - это однотипные знаковые системы кодирования информации. И почему надо продолжать учить детей пользоваться книгами как книгами. Ведь ребёнок часто должен отложить одну книгу (задачник) должен найти и взять в руки другую книгу (учебник), а может, затем взять третью и четвертую книги (справочники). Зачем ребёнка заставлять это делать, если раньше мы вынуждены были так делать? Ведь система гиперссылок может автоматизировать подобный процесс поиска нужной информации. Я не пророк, но мне кажется, что именно так в будущем (возможно, в самом ближайшем) человечество будет работать с информацией. Ну а бумажная книга, конечно же, останется в памяти людей как глиняные таблички шумеров, как папирусные свитки египтян, как берестяные записи славян. Поэтому я думаю, что допустимо!"

Я несколько повторяюсь, но мне хотелось бы узнать точку зрения школьных профессионалов (учителей, завучей, библиотекарей и директоров) даже не по вопросу "ридер - это хорошо или плохо?", а по вопросу "Как изменится учебный процесс и функционал школьной библиотеки в случае широкого распространения в школах е-учебников?"
Ниже я привожу ссылки на ряд противоположных мнений по поводу е-книг.

Конец эры печатных словарей
http://blog.rgub.ru/ekniga/2010/08/30/konec-ery-pechatnyx-slovarej/

 Интернет библиотеки е-книг 
http://blog.rgub.ru/ekniga/2010/09/13/internet-biblioteki-e-knig/ 
 РБК о букридерах. http://blog.rgub.ru/ekniga/2010/12/19/rbk-o-bukriderax/

Ударим "открытым письмом президенту" по библиотекам http://blog.rgub.ru/ekniga/2010/12/17/udarim-otkrytym-pismom-prezidentu-po-bibliotekam/ 
 Прозревающие подписантыhttp://blog.rgub.ru/ekniga/2010/12/20/prozrevayushhie-podpisanty/ 
 Алина Кабаева и е-книги
http://blog.rgub.ru/ekniga/2010/12/20/alina-kabaeva-i-e-knigi/


Э-книги в библиотеках и образовании: должны быть понятны правила игры
http://ubook.ru/?news=2038


Для плюралистичного кругозора можно почитать о разнообразии умных и не очень умных мнений на форуме "Ридеры" http://blabforum.ru/lofiversion/index.php?t4702.html

Буду благодарен за любое высказанное Вами мнение.
(продолжение 5 следует) 

6 комментариев:

  1. Функционал школьной библиотеки изменится всенепременно, он уже изменился (м.б., не в нашей пока школе) - библиотекарь сможет записать на букридер школьнику любое издание в электронном виде для прочтения. Причем, уже изобретены программки, которые (в борьбе за сохранение авторских прав) тексты сохраняют в течение некоторого времени на компьютерах и других устройствах для чтения (т.е. прочитал школьник за 10 дней - и текст стирается сам в его мобильном устройстве). Роль библиотекаря в этой ситуации научить ребенка делать запись, проконсультировать, на что обратить внимание в тексте, где и как сделать запись, где (в каком "электронном дневнике"/блоге читателя) оставить эссе по прочитанному, как создать Google-Карту путешествия персонажей прочитанной книги для дальнейшего представления педагогу и одноклассникам на уроках литературы, как разработать "Карту ума" (интеллектуальную карту) взаимосвязей и взаимодействия литературных персонажей по прочитанному произведению, как разместить там же исторические или географические артефакты.... - Налицо - более тесная взаимосвязь такого библиотекаря с педагогами-предметниками в единой работе над повышением общей информационной грамотности школьников, да и вообще - в формировании общекультурных навыков!

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Николаевич, может быть, Вам будут интересны мои размышления по поводу взаимодействия педагога-предметника и библиотекаря школы?
    Вот здесь об этом: http://biblio-media.blogspot.com/2009/11/blog-post_15.html

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер, Еленна Николаевна! Спасибо за присланную ссылку. Правда, я Ваш блог и до этого постоянно читаю. Но еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Владимир Николаевич, добрый день! А почему этот комментарий удален в "Директоре"?

    ОтветитьУдалить
  5. С Новым годом Вас Андрей Владимирович!
    Коммнетарий на сайте ДШ был удален по моей просьбе. Я просто по ошибке один комментарий отправил дважды. К моему отказу от бесполезной и бессмысленной полемики с П.Ю. это не имеет никакого отношения. Для соблюдения политкорректности я односторонне вышел из этого диалога, который начал в моральном смысле зашкаливать. Я видел, что и Ваши с ним диалоги находятся тоже около этой грани.
    Счастья Вам в новом году!

    ОтветитьУдалить