Рекомендую посты об образовании

четверг, 3 мая 2012 г.

Школьное образование. Усилить контроль?


28 апреля 2012 года в рамках межрегиональной конференции «Эврика–Авангард» состоялось выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любови Глебовой.
Выделяются два вида оценивания – государственная форма оценки (контрольно-надзорные и разрешительные процедуры, в том числе лицензирование, аккредитация, контроль качества, надзор за соблюдением законодательства) и общественно-профессиональная, экспертная. Причем эти процедуры должны не заменять друг друга, а дополнять.
Что в данный момент, к сожалению, не наблюдается. В этом и заключается ключевой риск. На практике часто возникает ситуация, когда разными методами проверяют без конца одно и то же, что, естественно, вызывает неприятие и негативное отношение к процедуре оценки как таковой.
Важно понимать, что только та оценка имеет перспективу быть развитой, в которой нуждается сам оцениваемый. Приоритетная задача сейчас состоит в том, чтобы сформировать востребованность в оценке у того, в отношении кого она проводится. Причем сама процедура оценки должна быть максимально упрощена: школа единожды выставляет всю информацию о себе, и любое оценочное действие производится на основе той информации, которую школа уже представила. Ключевой тренд, таким образом, может быть сформулирован как «свобода в обмен на результат».
Другой аспект: ЕГЭ как оценочная процедура стал своего рода лакмусовой бумажкой, проявляющей все негативные и позитивные вещи, которые будут происходить с другими оценочными процедурами. Понятно, что набор действий, из которых состоит ЕГЭ сам по себе, вопросов не вызывает. Искусственно формируется недоверие к отдельным его элементам, а точнее к их реализации на практике.
Наибольшее количество споров связано с организацией деятельности ППЭ: неподготовленные, часто случайные люди становятся организаторами, наблюдателями, но именно их работа и их ошибки заметны потребителю более всего. Нет необходимости совершенствовать имеющуюся модель, но нужно изменить подход к реализации ее отдельных элементов: например, жестче подойти к вопросу выбора наблюдателей, организаторов в ППЭ. Но является ли усиление функций надзора и контроля в данном случае единственным механизмом повышения качества?
Такое понимание сути вопроса в корне неверно. Ошибочно понимать, что система контроля стала центральной в проведении ЕГЭ. «Я считаю, что перспективы в усилении контроля как способа обеспечения проведения оценочных процедур являются как минимум спорными, – говорит Любовь Глебова. – Нет перспективы в развитии оценочных государственных процедур, если государство не хочет их отпустить в сферу деятельности экспертного сообщества».