К тому, чтобы заявить, что у нас в лицее библиотека - это кабинет № 1 мы шли достаточно долго. Попробую логику движения мысли изложить в нескольких сообщениях.
По стране прокатился (и еще немного продолжается) приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО). Сейчас я имел ввиду конкурс ПНПО для образовательных учреждений, внедряющих информационные технологии. Некоторые школы страны за счет успешного участия в этих конкурсах за три года их проведения смогли улучшить свою материальную базу многие школы страны.
А школьный урок, в основном, каким был, таким и остался.
А школьный урок, в основном, каким был, таким и остался.
В это же время (у нас на Тамбовщине это началось в 2007 году) в некоторых регионах страны реализовывали КПМО. Здесь участвовали более крупные финансы. Улучшалась материальная база значительной части школ, менялась система оплаты учительского труда, проводилось массовое повышение квалификации учителей, но более значительной мере переподготовка школьных администраций. Директора становились менеджерами. Самое большое неприятие у народа вызвала реструктуризация сети образовательных учреждений, особенно много протестов взывало закрытие мелких школ.
А школьный урок, в основном, каким был, таким и остался.
Я понимаю, что у КПМО, наряду с непопулярными решениями, есть и очевидные положительные решения.
Я понимаю, что у КПМО, наряду с непопулярными решениями, есть и очевидные положительные решения.
Однако, сейчас мне всё больше кажется, что проекты КПМО было бы правильнее называть КПМУО (комплексный проект модернизации управления образованием). КПМО шёл под лозунгом "Деньги в обмен на обязательства", а получилось приблизительное соответствие лозунгу "деньги в обмен на повышенную и усложненную отчетность". Количество чиновников регионального и муниципального звена увеличилось в разы. Были созданы региональные и муниципальные аналитические центры. Эти центры, конечно не могут работать автономно, они спускают в школы различные анкеты, мониторинговые процедуры, объёмные отчеты в текстовой и табличной форме и прочая и прочая. Администрация школ и учителя пишут, пишут, считают, считают, а между тем школьный урок...
А школьный урок, в основном, каким был, таким и остался.
Именно это и заставляет меня думать что идет модернизация управления а не образования. Что надо было бы сделать, чтобы была настоящая модернизация образования? Для меня этот вопрос слишком сложен.
Именно это и заставляет меня думать что идет модернизация управления а не образования. Что надо было бы сделать, чтобы была настоящая модернизация образования? Для меня этот вопрос слишком сложен.
Хотя общее направление известно всем. Образование должно перестать быть репродуктивным, оно должно всё более становиться компетентностным. Ученик должен осваивать знания в реальных (так бывает реже) или в искусственно созданных учителем ситуациях (это чаще), когда ученик получает знания в ходе решения проблем, важных для жизни.
При этом сами знания даже становятся вторичны, важнее воспитание умения решать проблемы. В современной педагогической литературе даётся много определений и классификаций компетентностей. Но как ни крути, важнейшей для школьника компетентностью становится информационная.
А для воспитания информационной компетентности детей надо учить находить нужное в больших объёмах (лучше в бесконечно больших) учебной информации, применять эти сведения для решения своей проблемы и приумножить своим отчетом о работе совокупную информацию человечества.
Вот эти размышления о модернизации подхода к организации учебного процесса и заставили обратить внимание на библиотеку.
Извините, что получается длинно. И на сегодня у меня больше нет времени. В следующем сообщении я напишу о том, что мы конкретно придумали и сделали.
Верные мысли о проводимых ранее госпрограммах, не обращавших внимание на комплексность и системность в их проведении (нельзя получиль результат качества обучения, обеспечив школы лишь техникой, при этом не изменив учебный процесс - методы. формы, приемы... Одинаково стартовав в начале 2000ых с другими странами в плане информатизации образования, мы сейчас оказались где-то на 80-ом месте после ряда. африканских стран.. Сейчас библиотека - это уже мегасистема, ее именно так и надо рассматривать. Общая для всех участников педпроцесса Программа школы, в которой на равных просматриваются действия учителя и библиотекаря в борьбе за информационно грамотного учащегося, где библиотека - объединяющее звено, условия, в которых возможна самоподготовка учащихся, консультации и систематическое обучение родителей и учителей новым сервисам и инструментам. Удачи Вам, Владимир Николаевич!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за статью, Владимир Николаевич. Читаю и радуюсь, что есть такие директора. Если бы все руководители так мыслили. Не потому, что у нас плохо, так пишу. А просто вижу, как много библиотек в плачевном состоянии.
ОтветитьУдалитьОчень хочется, что бы положительные сдвиги в школьном образовании почувствовали и учителя, и дети!
Удалить