Рекомендую посты об образовании

вторник, 3 апреля 2012 г.

Доход семьи и ЕГЭ


С 3 по 5 марта в Москве в Культурном центре НИУ ВШЭ (Воронцово поле, 5А) проходит  XIII Апрельская Международная научная конференция "Модернизация экономики и общества"! В секции С "Развитие образования" первым прозвучит доклад Прахова И.А. и Юдкевича М.М.  "Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза". С аннотацией этого доклада я уже ознакомился. Если у Вас есть желание, то это можете это сделать и вы:
Одной из целей введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который пришел на смену системе двойных (специфических) экзаменов, являлось повышение доступности и равенства доступа к высшему образованию. Предполагалось, что в новых институциональных условиях за счет снижения затрат на подготовку к поступлению в вуз, а также минимизации трансакционных издержек, связанных с подачей документов в условиях унифицированной экзаменационной системы абитуриенты из менее обеспеченных семей получат больше возможностей доступа к высшему образованию. С другой стороны, у абитуриентов из более богатых семей даже в условиях ЕГЭ по-прежнему мог остаться ряд преимуществ при поступлении, поскольку у них имеется больше средств для инвестиций в подготовку к поступлению, что в результате может улучшить итоговый результат ЕГЭ.
Мы изучили, каким образом подготовка к поступлению влияет на результативность абитуриентов из семей с различным уровнем дохода. Мы установили, что абитуриенты из наиболее богатых семей более склонны к выбору дополнительных видов подготовки к поступлению, а именно занятий на подготовительных курсах и с репетиторами. Тем не менее, наибольшие затраты в дополнительную подготовку совершают семьи со средним уровнем дохода. Что касается эффективности курсов и занятий с репетиторами, то наибольший выигрыш получают абитуриенты из семей с высоким уровнем дохода, наименьший – абитуриенты из семей с низким уровнем дохода. Таким образом, можно говорить о неэффективности дополнительной подготовки к поступлению для абитуриентов из наименее обеспеченных семей и о результативности такой подготовки для абитуриентов из наиболее богатых семей. Иными словами, имея больше средств для инвестиций в подготовку к поступлению, наиболее богатые абитуриенты выигрывают в терминах результатов ЕГЭ.
Отдельно в работе анализируется вопрос о том, каким образом абитуриенты с одинаковым результатом ЕГЭ, но с разным уровнем дохода «распоряжаются» своими баллами. В качестве индикатора, отражающего выбор вуза, был взят средний балл ЕГЭ среди поступивших на бюджетное отделение данного вуза. Была выявлена положительная зависимость между уровнем дохода и средним баллом ЕГЭ среди поступивших для троечников и хорошистов. То есть при данных уровнях успеваемости более богатые абитуриенты «распоряжаются» своими баллами ЕГЭ более эффективно по сравнению с абитуриентами из семей с низким уровнем дохода. Однако среди отличников по результатам ЕГЭ подобной зависимости обнаружено не было. С одной стороны, это может быть связано с тем, что количество респондентов в данной группе было невелико, с другой стороны это может говорить о том, что ЕГЭ как институт доступа к высшему образованию дает одинаковые возможности для поступления в вуз для отличников вне зависимости от уровня дохода их родителей.
Уважаемый читатель, совпадают ли строгие научные выводы специалистов ВШЭ по этому вопросу с Вашими практическими наблюдениями за судьбами Ваших выпускников?