Рекомендую посты об образовании

воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Надо ли было повышать заработную плату учителя?

но не каждый им становится!
Одной из причин проблем российской системы образования сейчас называют невысокий уровень заработной платы учителей в последние десятилетия. Цитата: Профессия школьного учителя, некогда почетная и уважаемая в нашем обществе, перестала привлекать россиян. Согласно опросу, проведенному порталом Superjob.ru в канун прошлогоднего Дня учителя, труд педагога сегодня считает престижным лишь пятая часть (21%) россиян, чаще всего это респонденты среднего возраста. Большая же часть наших сограждан (64%) придерживается противоположной точки зрения.
Опасно низкий уровень заработных плат учителей стал наглядным для всех кругов нашего общества в эпоху действия Единой тарифной сетки (ЕТС). Может быть стоит отказаться от  ЕТС и ввести хорошо продуманную новую систему оплаты труда и это приведет к повышению уровня заработных плат учителей?
В некоторых регионах страны начались эксперименты по введению различных НСОТ.
В Тамбовской области уже достаточно давно (с 2007 года) был начат эксперимент по введению новой системы оплаты труда, затем в 2009 году она была несколько усовершенствована. Эту систему учителя Тамбовщины назвали «новейшей».
Уже тогда у меня сложилось мнение, что любая новая система оплаты труда учителей, не будет положительно воспринята учителями. Каждая из этих НСОТ  будет восприниматься учителями как еще одна попытка  по иному распределить недостающие деньги.
- Я бы выделила три модели. В основе первой - ученико-час, то есть стоимость одного часа работы учителя с одним учеником. Она умножается на количество часов и число детей, а затем на различные повышающие коэффициенты, например, за сложность и приоритетность предмета.
Вторая модель предполагает, что в основе зарплаты лежит базовый оклад - минимальный гарантированный размер оплаты труда работника образования. Он может зависеть от прожиточного минимума в регионе или от минимального размера оплаты труда. Базовый оклад также умножается на повышающие коэффициенты.
Третья модель ближе всего к отмененной единой тарифной системе. Она предполагает деление учителей на профессионально-квалификационные группы в зависимости от образования, квалификации и занимаемой должности.
Иногда выделяют модель "все включено", которая нормирует весь рабочий день учителя: например, 18 часов в неделю аудиторной нагрузки и 18 - неаудиторной, причем последняя должна быть расписана по часам. Но, на мой взгляд, регионы только приступают к ее реализации, она не оформлена законодательно.
В этой классификации я не вижу особой разницы между второй и третье моделями. Чем плоха будет модель ЕТС, если к ней добавить хорошо продуманную систему стимулирующих выплат.
Ведь в свое время ЕТС умерла не потому, что была чем-то плоха. Она умерла из-за нехватки средств на её реализацию.
Пример разумного применения стимулирования учительского труда можно прочесть в интервью, которое дала РИА Новости «Образование» начальник Управления образования и науки Тамбовской области Н.Г.Астафьева:
Например, два учителя работают в школах Тамбова с одинаковой учебной нагрузкой - 24 часа. У первого, помимо этого, от 2 до 12 часов кружковой и факультативной работы, организация туристических поездок, классное руководство, заведование кабинетом, победы учеников на олимпиадах. У второго - 2 часа внеурочной работы в неделю, другой нагрузки и значимых достижений учеников нет. Первый зарабатывает 25 тысяч 156 рублей, второй - 10 тысяч 939 рублей. Гибкость в оценке труда учителя - главное преимущество нашей системы.
Все понимают, что повышение заработной платы учителей в текущем учебном году – это политическое решение руководства страны, а не следствие какой-либо модели НСОТ.
Приведет ли повышение средней заработной платы учителей немедленному повышению качества образования? Ожидание положительного ответа на этот вопрос сродни желанию начинать жатву на следующий день после завершения посевной компании.
Считаю повышение средней заработной платы очень своевременным (может быть, даже запоздалым) действием, направленным на прекращение оттока лучших учительских кадров из школ. Запоздалым это действие следует назвать потому, что массовое воспроизводство столь квалифицированного работника, как учитель, требует значительного времени (ну ни как не менее десятилетия).
А кадровая проблема очень остро себя покажет уже к началу нового учебного года.
Если бы заработная плата учителей сейчас не была бы повышена, через несколько лет её повышать уже было бы некому!
Если вопрос оплаты учительского труда остро Вас интересует, то почитайте эти материалы:
Астафьева: система оплаты работы учителей должна быть гибкой
Шаповалов: новая система оплаты труда помогла ввести новый стандарт
Карпушин: НСОТ становится инструментом образовательной политики
Маковская: школа должна сама выбирать, за что стимулировать учителя
Куприянова: зарплаты учителей должны расти постоянно и бесконфликтно
Зарплата учителей обрушила престиж профессии
Типенко: зарплата учителей вырастет на 30% не во всех регионах
Рябов: зарплаты должны стимулировать конкурентоспособность учителей

2 комментария:

  1. Владимир Николаевич, только один вопрос: а пример, который приводит Н.Г.Астафьева вам уже не кажется неприемлемым? То есть 24 часа учебной нагрузки, кружки, олимпиадники, турпоходы и классное руководство - это нормальная нагрузка для человека? Не для учителя, а просто для человека? Есть примеры такой выдержки, живучести, без перебоев с давлением, сердечной недостаточности и с полной удовлетворённостью от работы и жизни в целом? При наличии семьи? Чувствуешь себя лётчиком-испытателем на центрифуге, а скорость всё увеличивают и увеличивают:
    "Для повышения устойчивости организма космонавта к перегрузкам используют центрифуги и тренажеры, разработанные на их основе. Повышение адаптационных возможностей организма к перегрузкам целенаправленными тренировками на центрифуге связано с проявлением скрытого механизма перераспределение крови, который включается при нарушении кровообращения. При систематических воздействиях перегрузок в центральной нервной системе оператора образуются новые условно-рефлекторные связи, начинающие действовать с появлением перегрузки. Таким образом может быть повышена устойчивость организма к ускорениям на 1,5-2 ед." Космонавтов мало, а учителя все работают в таком режиме.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Татьяна Николаевна! Наталья Георгиевна ссылается на реальный факт из тарификационных списков одной из школ Тамбовской области (я не знаю, какой). Если такие режимы работ учителей есть, то они должны быть вознаграждены! А работать в таком режиме или нет, решит сам учитель.

      Удалить