Рекомендую посты об образовании

среда, 18 апреля 2012 г.

Взгляд «Взгляда» на МинОбр (2)


После выборов президента РФ в СМИ, ориентированных  на педагогическую тематику, было некоторое затишье несмотря на то, что всем очевидна необходимость смены курса в реформировании системы образования страны. И вот газета «Взгляд» публикует интервью с рядом экспертов. Статью предваряет следующий анонс:
Министерство образования, которое с назначением нового правительства явно ожидает сменаруководителя, давно является одним из самых критикуемых ведомств. Газета ВЗГЛЯД решила оценить шансы потенциальных кандидатов на министерский портфель ипонять, каких перемен ждут от преемника Андрея Фурсенко.
Другая часть статьи называется «Идеальный министр»:

Согласно социологическим опросам, Андрей Фурсенко – один из самых непопулярных российских чиновников. Его критиковали и за введение системы ЕГЭ (хотя процесс был запущен еще при его предшественнике Владимире Филиппове), и за низкую зарплату учителей, и за развал системы музыкальных школ, и за введение ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта), и за коррупцию в вузах, и даже за недавнюю (и продолжающуюся) волну подростковых суицидов. Так что перед тем, кто придет на место Фурсенко, стоит непростая задача. Потому что претензии, адресованные Фурсенко, автоматом будут предъявлены и новому министру.
Свои представления об идеальном министре образования у экспертного сообщества есть. Зато нет информации о том, кто в реальности может занять этот пост.
«Абсолютно достоверной информации по кандидатуре министра у экспертов нет, более того, похоже, что окончательное решение не принято еще и на самом верху. Скорее всего, расклад будет определяться в последний момент, в рамках общего пасьянса. Грубо говоря, в рамках разделения интересов между Владимиром Владимировичем и Дмитрием Анатольевичем», – сказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Олег Смолин.
Отвечая на вопрос, должен ли будущий министр иметь отношение к образованию, или ему вполне достаточно быть хорошим менеджером, эксперты на удивление единодушны.
«Мы уже пробовали версию так называемых антикризисных менеджеров. Вообще, на мой взгляд, должна действовать тривиальная истина: человек может руководить только тем, в чем он реально разбирается. Если у нас образованием будут руководить чистые менеджеры, умеющие руководить всем, ничего хорошего для образования от этого не будет. Я уверен, что министром образования должен быть педагог», – уверен Смолин.
Борис Межуев в свою очередь считает, что будущий министр – это, прежде всего, хороший менеджер.
«Мне кажется, этот человек должен иметь отношение и к образованию и быть хорошим управленцем. Но, безусловно, он не должен быть связан ни с одним из вузов. Это должен быть человек, ориентированный на качественное образование и, тем не менее, заявивший о себе как об удачном менеджере в области культуры, как сейчас принято г оворить. Например, кто-то вроде моего друга Валерия Анашвили, создавшего блестящее издательство «Логос», или Ирины Прохоровой. Вот такие люди примерно должны быть. К ним может быть разное идеологическое отношение, но они доказали свою способность что-то творить», – считает Борис Межуев.
Алексей Федоров, напротив, склоняется к мысли о том, что самое важное качество руководителя ведомства – умение взаимодействовать с педагогическим сообществом.
«Я убежден, что, прежде всего, министр образования должен быть учителем. Первое базовое образование у него должно быть педагогическим, и он должен иметь опыт работы в школе. А дальше уже возможна переподготовка. По второму образованию министр может быть и юристом, и экономистом», – уверен эксперт.