Рекомендую посты об образовании

четверг, 15 декабря 2011 г.

Кондуктор, нажми на тормоза!


«Авторы новой, рассчитанной на целых восемь лет (!) стратегии развития образования, представленной на семинаре в Высшей школе экономики, готовили ее в течение года. Перекопали тонны статистической руды, опросили сотни педагогов, депутатов, финансистов, школьных управленцев, культурологов. Но в результате так и не нашли ответа на «простой» вопрос: «Что же оно такое – новое качество образования?». Эта цитата взята здесь.
А куда тащит общеобразовательную школу натужно пыхтящий паровоз реформы системы образования? К долгожданному повышению качества образования? 
      Постой, паровоз, не стучите, колеса,
      Есть время заглянуть судьбе в глаза.
      Еще не поздно сделать остановку.
      Кондуктор, нажми на тормоза.
29 ноября прошел очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» выступили соруководители группы — научный руководитель Института развития образования Исак Фрумин и и.о. директора Центра мониторинга качества образования Анатолий Каспржак.
Риски, влияющие на конкурентоспособность российского школьного образования, отражены в низких показателях России в международных исследованиях (PISA, TIMSS), которые за последние 10 лет не изменялись. По мнению экспертов группы, это связано с рядом проблем в сфере образования - увеличивается отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, растут межрегиональные и межшкольные различия в качестве образования и т.д.
По мнению Фрумина, растет число школьников, не достигших высокого уровня функциональной грамотности. "Треть школьников не достигают базового уровня по грамотности чтения в возрасте 15 лет", - отметил он. Что касается школ повышенного уровня, то, как полагает Исак Фрумин, необходимо разобраться с критериями приема в такие школы. По мнению экспертов, низкие международные показатели качества образования свидетельствуют о том, что российские школы повышенного уровня - с углубленным изучением предмета - не справляются со своими задачами.
Причины ухудшающегося качества образования видятся не только в процессе преподавания, но и в управлении сферой образования. Как считает Исак Фрумин, по-прежнему не завершены институциональные реформы, а внедрение новых стандартов не обновляет содержание образования. При этом на региональном, муниципальном и школьном уровнях недостаточно автономии в принятии эффективных решений. Это осложняет процесс изменения не только качества, но и развития сферы образования, полагают руководители группы.
...
Казалось бы, можно попытаться реставрировать «лучшие» элементы советской системы: вернуть в школу единую программу, надежные учебники, соответствующим образом готовить учителей и так далее. Но подобный сценарий возможен только в условиях жесткого регулирования рынка труда, запрета негосударственного сектора, монополии одного издательства и прочих известных факторов. А мы хотим жить в свободной стране.
Поэтому авторы Стратегии-2020 предлагают стабилизационный сценарий, выделив ряд мер, которые надо реализовать в самое ближайшее время.
Во-первых, нужно завершить начатые институциональные преобразования, но аккуратно, чтобы «окончательно не разозлить педагогическое сообщество».
Во-вторых, необходим «эффективный контракт» с учителем, который обеспечивает его качественную работу в школе. Мы не справимся с тенденцией ухудшения качества педагогического корпуса, если не выйдем на учительскую зарплату на уровне 100-115% от среднего уровня оплаты труда по экономике.
В-третьих, требуется выравнивание возможностей муниципалитетов в развитии территориальных систем образования.
В-четвертых, нужно ликвидировать угрозу фрагментации образования на хорошие и плохие школы.
Однако даже успешная реализация стабилизационного сценария, снимающая остроту текущих проблем, не обеспечит качественных изменений, позволяющих преодолеть отставание от ведущих стран. Поэтому авторы также предлагают на рассмотрение два альтернативных сценария развития российского образования: инновационный и модернизационный.