Рекомендую посты об образовании

суббота, 5 марта 2011 г.

Идти следует не вперёд, а в нужном направлении

Известный афоризм, который я поместил во заголовок, рекомендует идти в нужном направлении. А куда направлен вектор развития информационных образовательных технологий? При решении задачи о направлении этого вектора  было бы полезным  заранее знать ответ, или хотя бы его область допустимых значений. Чтобы не засидеться на старте и вовремя двинуться в нужном направлении будет полезным изучить систематизирующий перевод, сделанный Евгением Патаракиным в блоге Сообщества учителей Intel Education Galaxy по мотивам сайта http://www.nmc.org/publications/2011-horizon-report :

Тренды
В обзоре фиксируются ключевые направления развития технологий и их воздействие на образование. В данном обзоре выделяются 4 тренда 2011 года:
1.    Работа учеников делается все более коллективной и коллаборативной. В связи с этим меняются представления об организации совместной проектной деятельности. Ожидается, что в 2013 около 1.2 биллиона рабочих мест будет мобильно.
2.    Обилие и доступность интернет-ресурсов требует от нас переосмысления роли учителей в осмыслении информации. Тренд был отмечен в прошлом году и продолжает оказывать свое влияние.
3.    В современном обществе люди требуют повсеместной и постоянной возможности для работы, учебы и отдыха. Постоянный выбор и поддержание баланса между домом, работой, школой - серьезная задача даже для мобильных учеников. Тоже тренд прошлого, 2010 года. Теперь он только усиливается и люди чувствуют себя плохо, если нет сети вокруг. Google разворачивает инициативы в поддержку сообществ с постоянным доступом Google Fiber for Communities http://www.google.com/appserve/fiberrfi/ Многие авиакомпании обеспечивают доступ в воздухе.
4.    Облачные технологии получают все большее распространение. Тренд 2010 года продолжает свое влияние.
Вызовы
5.    Цифровая грамотность становится одной из ключевых компетенций для большинства профессий. Вызов был впервые отмечен в 2008 году. Наблюдается некоторый прогресс в подготовке учителей и повышении их цифровой и медийной грамотности. Однако, темпы явно недостаточные.
6.    Возникают новые формы исследований и публикаций, но для них еще нет метрик оценивания. Вызов 2010 года остается пока без ответа. Электронные книги, блоги и прочее разнообразие - трудно классифицировать и оценить старыми методами.
7.    В условиях экономического климата учреждения стремятся экономить на исследованиях. Экономический пресс остается.
8.    Учителя и ученики завалены новыми возможностями устройств и программного обеспечения - необходимы фильтры для отбора наилучших возможностей.
Технологии, на которые нужно обратить внимание в 2011
9.    Электронные книги. В электронных книгах возникают новые возможности - заметки, социальная активность.
10.         Мобильные устройства - повсеместный доступ к информации, возможность участвовать в создании и редактировании контента, социальные сети для мобильных устройств. Мобильные устройства как основной способ выхода в Интернет.
11.         Расширенная реальность - на базе мобильных устройств и даже печатных книг. Гораздо более простая и доступная технология.
12.         Образование, основанное на играх. Новый тренд, который поднимался последние несколько лет. Огромный потенциал игровой деятельности связан с их способностью стимулировать сотрудничество, решение проблем, мышление.
13.         Сенсорные интерфейсы (Gesture based computing). Прорывы связаны с технологиями Kinect, SixthSense, Tamper.
14. Учебная аналитика - возможности в реальном времени собирать и анализировать данные о деятельности учеников.