Рекомендую посты об образовании

вторник, 11 января 2011 г.

Поиск прорыва к информационным образовательным ресурсам

(продолжение 1) 
28 декабря в своем посте «Лицей и Гимназический союз России» я указал, что «... главным для нас и самым полезным я посчитал проект «Библиотека лицея (гимназии). 21 век». К этому моменту мне стало ясно, что из 4 видов управленческих ресурсов работая с которыми администрация лицея может успешно развивать школу, настала пора сосредоточиться на  информационных ресурсах. Нашу библиотеку мы уже преобразовали, оформили и оснастили и даже переименовали в «Лицейский информационно-библиотечный комплекс».
 Вот эти сделанные нами превентивные шаги 2007 года выдвинули нас в число лидеров этого проекта ГСР. Это позволило нам грамотно оформить заявку на участие в проекте «Библиотека лицея/гимназии. 21 век» и даже предложить перечень конкретных совместных действий. 
Но сначала я приведу цитату из презентации этого проекта:


«Цель проекта:
Модернизация гимназических библиотек на корпоративных началах, на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время это единственный способ обеспечить в относительно короткий срок создание представительных по своему содержанию и общедоступных информационных ресурсов, которые необходимы для удовлетворения социально значимых нужд пользователей, а также существенного сокращения финансовых и трудовых затрат на их создание. Создаваемая сеть представляет собой единый комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединённых информационных ресурсов гимназических библиотек. Стратегическая задача предлагаемого проекта - создание открытого библиотечно-информационного образовательного пространства гимназического сообщества, организованного как корпоративная сеть гимназических библиотек.
Проектом предлагается полная техническая модернизация библиотеки лицея/гимназии по двум направлениям:
* Создание телекоммуникационной инфраструктуры библиотеки, обеспечивающей возможность обмена информационными ресурсами в рамках гимназии с подключением к общероссийским и международным информационным сетям.
* Совместная работа в сети гимназических библиотек, подразумевающая высокий уровень взаимодействия при создании и хранении библиографических данных и обмене ими. Для решения этой задачи предлагается закупка и внедрение базовой интегрированной системы, позволяющей рассредоточить этапы обработки книг и сосредоточить процесс поиска нужной информации.»
Руководила этим проектом Старовойтова О.Р. Полностью с описанием проекта можно ознакомиться на его сайте (сегодня уже заброшенном и необновляемом) http://libmedia21.fobr.ru/


Мы еженедельно в течение 2007-08 и 2008-09 учебных годов участвовали в сеансах ВКС по тематике проекта. Старались привлечь к участию (с переменным успехом) библиотекарей городских школ и сельских  школ южной части Тамбовской области. К сожалению следует заметить, что значительная часть школьных библиотекарей отнеслись к работе в проекте без особого интереса и даже посчитали это каким-то заумным и не очень нужным им мероприятием. А в ходе проекта не только предпринимались попытки построить корпоративную библиотечную сеть, но и шла постоянная учёба (повышение квалификации) библиотекарей.
(продолжение 2 следует) 

5 комментариев:

  1. Начала изучать материалы этого безусловно интересного проекта для библиотек гимназий (хотя бы в силу общего малого внимания к ним вообще, и их поддержки со стороны административного ресурса) на предмет выявления основных причин его недостаточной успешности (как пишет уважаемый Владимир Николаевич, т.к. считаю, что понимание причин неуспешности, так же как и успешности - приводит в целом к "прорыву" в сознании для дальнейшего выстраивания концепций и стратегий развития.
    Замечательным показалось то, что библиотекари, скорее всего, квалификацию свою так или иначе повысили (получили, наверняка какие-то сертификаты). Отлично, что вырабатывались (вероятно, совместно с библиотекарями?) нормативные документы по хранению и использованию электронных изданий? В очередной раз проведена была паспортизация (как будто это когда-нибудь повлияло на изменение статуса самой библиотеки школы, или на изменение в з.п. библиотекаря!)

    Но также, сразу же обратила внимание на слайд с цитатой М.Бакленда "перемены обусловлены не появлением новых концепций, а изменением информационных технологий, что является вполне серьезным поводом пересмотреть наши взгляды на библиотеки...". Сравниваю основную мысль проекта, заключенную, как я полагаю, в этой цитате, с гипотезой, выдвинутой в проекте: "Медиатека  в образовательном учреждении  - это комфортное
    информационно-библиотечное пространство, которое  обеспечит доступ всем участникам
    образовательного процесса к необходимым ему документам и данным, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся". Размышляю: Если речь идет о подтверждении статуса библиотеки, как комфортного места для предоставления информации в ином виде, нежели в книжном варианте (так прочиталась гипотеза), то стоило ли для этого затеивать проект?! Была библиотека в школе и раньше, и в ней доступ тоже обеспечивался (во всяком случае - везде именно так и провозглашается!) ко всему тому, что в ней накапливалось, а в хороших библиотеках школ во все времена в свои каталоги библиотекари сводили в единое целое все слайды, видео и др. ресурсы, имеющиеся в предметных кабинетах...
    Основной идеей данного проекта, на мой взгляд, должна была стать отработка новых форм работы школьников с ресурсами с целью улучшения качества их знаний (а это - проекты с педагогами-предметниками, предоставление ресурсов школьникам и консультирование библиотекарями их в том, как искать, отбирать, анализировать, выявлять главное, СОЗДАВАТЬ СВОИ РЕСУРСЫ и представлять их и в библиотечный фонд и преподавателю как выполненное задание в урочной работе)

    Далее, в путях достижения целей проекта прописано: "Библиотечное обслуживание должно перестать быть просто приложением к различным учебным и воспитательным программам" - С эти тезисом вообще не могу согласиться никак! Т.к. библиотекарь и его обслуживание определенной группы - гимназистов, педагогов гимназии и родителей - именно "приложение" к УЧЕБНЫМ и ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ программам, т.к. сама библиотека есть основа именно этого, и цель библиотеки образовательного учреждения - ПОМОГАТЬ развитию подрастающего поколения, которое обучается в нем.

    По своему опыту проведения больших (Всероссийских и Международных программ) знаю одно - гипотеза проекта (программы) должна быть очень четкой, не быть размытой, т.к. неверно заданное направление приводи, как правило, в скорое завершение всей "бурной" деятельности проекта. С самого начала необходимо в любом проекте прописывать, каким образом программа или проект будут реализовываться, когда закончится финансирование, кто будет их поддерживать. Если этого нет, проект тихо сходит на нет, и его редко кто вспоминает...

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Николаевич, спасибо Вам огромное за ссылку и информацию на этот проект! Больно за библиотеки. Больно за наши проекты и программы (в основном малоуспешные). Живу надеждой, что под влиянием освоения интернет-технологий нарастут грамотные специалисты и в области библиотечного дела и в области менеджмента проектов и программ.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за быстрый отклик! Но по этому поводу я еще не всё сказал (вед 100; нельзя же всё сразу). В следующих постах я напишу и отм, какой интерес я преследовал, участвуя в проектах ГСР

    ОтветитьУдалить
  4. вед 100; в предыдущем комментарии - это опечатка. Правильно - "ведь".
    Извините

    ОтветитьУдалить