Рекомендую посты об образовании

среда, 20 июля 2011 г.

Мой стиль работы. Фрагменты конкурсного эссе. Конкурс ДШ-2010. Введение

Эссе, согласно положению о конкурсе "Директор школы-2010" являлось основным конкурсным документом, который должен был подготовить каждый участник.  Конкурсант должен был описать некоторые кризисные ситуации, в которых оказывалась его школа, и те управленческие действия, которые позволили решить возникшие проблемы. Как я его готовил, я уже описал в серии своих постов в этом блоге. Теперь (после того как эссе напечатано в шестом  номере 2011 г. журнала "Директор школы") настала очередь выполнить свое обещание, которое я дал своим читателям в ответ на их просьбы о подробном описании моего участия в конкурсе.
Итак, начинаю серию постов, содержащих фрагменты моего конкурсного эссе. Этому эссе я дал название:

"Эффективный образовательный менеджмент –
набор правил или искусство?"
Такое название (по моему мнению) отражало стиль (именно стиль работы, а не масштабы свершений) моей работы. Так следовало делать исходя из конкурсной документации, так рекомендовал оргкомитет. Они считали, что у разных школ имеются разные возможности, независящие от деятельности школьных директоров. Однако жюри, всё-таки не устояло и в конечное распределение призовых мест достаточно заметно вмешался и социальный фактор и масштабность свершений в школах.
Однако пора начать. Фрагмент первый (Введение). Эссе начиналось с краткого анонса:
Небольшой по численности, но уже успешный лицей в 2004 году волею учредителя объединяется с одной из самых крупных школ города, которая была признана проблемной.
Как лицею не опуститься до уровня школы, и даже не превратить эту проблемную школу в школу хорошую, а в достаточно короткие сроки подтянуть весь коллектив до уровня Лицея? Чему в этой ситуации доверять в бóльшей мере: управленческой интуиции или закономерностям и правилам образовательного менеджмента?
Далее следовал эпиграф:
Действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете.
(Мандзони)
Ну а потом шёл следующий текст самого введения:

Известен афоризм «учитель – это ученик, навечно вызванный к доске», директора к доске не вызывают (разве только «на ковер») – но директор тоже вечный ученик. За последние несколько лет я много сидел за партой. Это было и во время интернатуры при американских университетах Вашингтона и Линкольна (Небраска), которую я проходил как победитель программы «Партнерство в образовании» для директоров средних школ РФ, проводившейся Американскими Советами по международному образованию. Я продолжал учебу во время профессиональной переподготовки в Тамбовском ИПКРО по программе «Медеджмент в образовании», и на курсах повышения квалификации по программе «Современный образовательный менеджмент» в Тамбове и Липецке. Мои уважаемые учителя убедили меня в том, что образовательный менеджмент это выверенная наука – строгий набор правил, меня научили выстраивать SWOT анализ, грамотно определять миссию учреждения, строить кластеры структуры управления…
Но, пересаживаясь из-за парты в неспокойное кресло руководителя, выученный набор правил я вынужденно перевожу в область сиюминутных решений, субъективных обстоятельств и ухожу из пространства правил в область управленческого творчества и иррационализма.
Я успешный ученик: пусть мой проект «Позитивная и успешная школьная культура» не был отмечен на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании-2003», но он принес результаты:
  •  Лицей – победитель конкурсов ПНПО-06 и ПНПО-08 для общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии;
  • За три года 6 учителей Лицея становились победителями конкурсов ПНПО для творчески работающих учителей;
  • Семь раз лицеистам присуждались премии ПНПО для поддержки талантливой молодежи;
  • Лицей включен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»;
  •  Лицей – член Гимназического союза России;
  • За последние 5 лет Лицей подготовил 10 победителей и призеров заключительного этапа и 63 победителя и призера регионального этапа Всероссийских предметных олимпиад школьников;
  • Лицей был победителем конкурсов «Профильная школа Тамбовщины» 2005 и 2006 годов;
  • Лицей имеет почетное звание «Лучшая школа Тамбовщины-2006», успешно представлял Тамбовскую область во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России-2006» и был удостоен специального диплома экспертного совета.
  • Сайт Лицея стал победителем областного конкурса сайтов общеобразовательных учреждений 2009 г. в номинации «Самый информативный сайт».
  • В региональных конкурсах публичных докладов общеобразовательных учреждений 2007 и 2009 годов наши доклады становились победителями.
Нашу школьную культуру мы буквально взращивали. Совершенствовали все её аспекты, а особенно ценностный, организационный, управленческий. Поднимали нашу культуру до уровня позитивной и успешной. Мне удалось найти способ визуального отражения её текущего состояния. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье в научно-практическом электронном альманахе «Вопросы информатизации образования». Ну а далее возьму на себя смелость привести несколько эпизодов моего творческого применения правил образовательного менеджмента:


Комментариев нет:

Отправить комментарий