Рекомендую посты об образовании

суббота, 23 июля 2011 г.

Мой стиль работы. Фрагменты конкурсного эссе. Эпизод 1

Все законы – имитация реальности.
(Артур Блох)
К 2004 году лицей уже был известен в Тамбовской области как небольшое по численности (около 180 учащихся), но успешное инновационное образовательное учреждение. Лицей не имел собственного здания, на правах бесплатной аренды использовал учебные аудитории и лаборатории Уваровского химического колледжа.
Состояние нашей школьной культуры развивалось отнюдь не поступательно. План на риск с фиксированным снижением результата нам подбросила сама жизнь в лице учредителя. В августе 2004 года администрацией города была произведена реорганизация в форме слияния лицея и МОУ СОШ № 1, которая стала считаться проблемной.
Возглавить объединенное учреждение было поручено мне. Слияние детских и учительских коллективов происходило в очень сложной психологической атмосфере. Я понимал, что должен не дать лицею раствориться в школе № 1, и даже не просто превратить ее в хорошую школу, а должен был в самый короткий промежуток времени подтянуть весь коллектив (и детей, и учителей) до уровня лицея. Администрация Лицея определила для себя жесткий срок в 3 учебных года на достижение этой цели.
Решение проблемы я видел в организации совместной важной и значимой работы всего объединенного коллектива. Целесообразно было начать с создания Программы развития лицея, причем необходимо было сделать так, чтобы она была не только в голове директора, а чтобы она была «выстрадана» всем коллективом.
Основы менеджмента в образовании мне стали известны после прохождения интернатуры в американских университетах Вашингтона и Линкольна (штат Небраска), которую я проходил как победитель программы «Партнерство в образовании» для директоров средних школ РФ, проводившейся Американскими Советами по международному образованию. Об управленческой импровизации, а точнее о полном нарушении законов образовательного менеджмента мне пришлось подумать сразу же после объединения двух коллективов.
Следовать логичным методам создания подобного документа (проанализировать текущее состояние, выявить проблемы и причины их породившие, чтобы наметить пути их устранения и т.п.) нам было нельзя. Любой анализ имеющихся недостатков одна часть объединенного коллектива могла рассматривать как свои прежние недоработки и рассматривать учителей бывшего лицея как «обличающих контролеров».
Я посчитал реально возможным только «неправильный» способ создания Программы развития.
Вопрос школьной культуры стал для нас снова очень злободневным. Нам тогда предстояло объединить два культурных наследства, вычленить из каждого наиболее ценные традиции, соединить их в новом качестве и сделать достоянием всего локального социума. Коллектив сам себе должен поставить самые высокие цели и сосредоточиться на поисках путей и способов их достижения. В таком случае действия администрации по преодолению сопротивления инновациям могли бы быть минимальными и реализация Программы развития происходила бы усилиями большинства учителей при поддержке детей и родителей.
В этих условиях чуть ли не единственный мой ресурс – человеческий, возможность реализовать задуманные изменения  – уйти «во внутрь», направленность  - на персонал. Внешний признак руководителя (шрамы на языке) все равно был «внутренним», т.к. их никто не увидел.
Мы разделили весь педагогический коллектив на творческие микрогруппы. При этом «как бы незаметно» постарались сделать так, чтобы в каждой микрогруппе тщательно перемешались учителя из бывшего лицея и бывшей школы № 1. Каждой такой группе поручалось подготовить свою часть итогового документа. Мы приобрели 40 CD с материалами школ-финалистов конкурса «Лучшие школы России-2004». Поэтому у всех групп были образцы для создания документа самой высокой пробы.
Три месяца шла работа и к январю 2005 года мы уже приступили к литературной обработке объединенного текста «Программы развития лицея-2005». На тот момент времени эта Программа казалась большинству учителей сверхзадачей.
Получилось так, что работа над документом «Программа развития…» дала нам вектор развития, ввела в «тему» большую часть учителей и, самое главное, мы получили мотивированный коллектив, способный решать самые сложные задачи, и даже в общих чертах представляющий как это делать.
Каждый шаг всех групп по решению своей задачи тут же отражался в информационной сети, и становился достоянием учащихся, родителей, учителей и общественности. Это превратило портал «ВИД» (подробнее о нем см. эпизод 4) в информационную среду, постоянно обновляемую, открытую и гласную систему.
Представители Совета лицея, Совета детской организации «Эдельвейс» и администрации координировали работу групп и литературно корректировали представленные результаты.
Директор лицея отвечал за интеграцию культурной среды Лицея в культуру города, области, страны. Он же отвечал за контакты с администрацией города, управлением образования и институтом повышения квалификации работников образования, курировал работу по отражению культурной среды Лицея в СМИ.
Подобная технология визуализации школьной культуры не отнимает такие дефицитные ресурсы как время и деньги. И дети, и взрослые в нашем коллективе могут принимать участие в управлении не только на фазе сбора информации, но и принимать участие в создании проекта решения и в его реализации. На этом основании рождается позитивное управление, общее видение и согласование целей, позволяющее применять взаимосогласо­ванные методы управления.
В этом случае мы получаем возможность для создания новой организационной культуры и высокой культуры ожидания коллектива педагогов, лицеистов, родителей. Все это в совокупности делает нашу работу эффективной. Лицеисты и учителя приобретают навыки коллективной работы и многие из них развивают свои лидерские задатки.
Постоянная нацеленность на успех и убеждение, что своим умом и трудом всего можно добиться делает нормой жизни лицеистов активную гражданскую позицию. Выпускники лицея получают образцы и навыки активного и позитивного граждан­ского поведения, которые они переносят в университеты, а в дальнейшем в жизнь общества.
Создание позитивной и успешной школьной культуры позволяет поднять на новый уровень учебную и воспитательную деятельность коллектива Лицея и служит прекрасной платформой для передачи опыта подобной работы.
Программа развития Лицея была рассчитана на срок до 2010 года, коллективом Лицея уже сейчас  выполнена и принесла свои (ощутимые) плоды. Кадровый состав педагогического коллектива практи­чес­ки не изменился, но теперь это один из лучших и результативных коллективов Тамбовской области.