Рекомендую посты об образовании

суббота, 21 апреля 2012 г.

Директоров школ должны выбирать как президентов?


Социологи указывают на закономерность периодического колебания в структуре построения социальных отношений в обществе и соответствующих им государственных структур. Эта закономерность говорит о том, что в обществе с приблизительным периодом 15-20 лет происходят колебания от демократизации к жёсткой централизации и наоборот.
Я помню как в в конце советской эпохи во Всесоюзном клубе творческой педагогики «Эврика» (из этого клуба в последствии вырос Институт проблем образовательной политики «Эврика») обсуждались возможные пути реформирования тогдашней школы.
Тогда говорилось о застывшей, забюрокраченной и оторванной от жизни системе образования страны. Говорилось о необходимости её демократизации. И одним из первых шагов предлагались выборы директора школы коллективом учителей и родителями. Тогда казалось, что именно с этого и начинается свободное развитие школы. Как развивалась наша школа, какие были трудности в те «лихие» годы хорошо знают люди моего возраста. Я же считаю те годы самыми лучшими в моей профессиональной деятельности. Ведь через несколько лет после тех событий и возник наш лицей. Я придумывал различные идеи, мы их реализовывали, получали общественно значимый результат.
В последние годы «разгул демократии» был свёрнут, строилась достаточно жесткая вертикаль власти. И не только в стране в целом, но и в образовании в частности. Как выглядит современная образовательная система Вы, уважаемый читатель, сами знаете. Советская школьная бюрократия – это просто детский лепет по сравнению с бюрократией нынешней. Идеи директора и педагогического коллектива мало кому нужны требуется строгое выполнение распоряжений.
Но я хотел бы напомнить, что сейчас директор школы назначается на должность учредителем. И уволен он может быть учредителем в любой момент без объяснения причин, с формулировкой типа «непродление контракта» или «утрата доверия».
И вот новость: 
в ходе совещания по вопросам школьного образования в Санкт-Петербурге Президент Дмитрий Медведев заявил (цитата с сайта Педсовет.org):
«Очень важно, чтобы у школы был сильный директор». Он сделал акцент на значимости  личностных качеств руководителя среднего общеобразовательного учреждения, при этом  предложил ограничения даже для самых ярких личностей. 
По его мнению, лучше всего выбирать директора школы на конкурсной основе, при этом контракт у него должен быть срочным, ограниченным определенным временем. Как пояснил бывший глава Рособразования,  ныне депутат Госдумы Григорий Балыхин в интервью REGNUM, оптимальный срок - 5-10 лет.
Чтобы занять пост директора школы, Президент считает необходимым каждому кандидату представить свою программу - проект развития образовательного учреждения. 
За кадром обсуждения пока  остался вопрос, кто именно будет выбирать директора, как и прежде - органы управления образованием, или широкая общественность, включая родителей. Зато была озвучена идея создания саморегулируемой организации директоров школ с достаточно пока туманными полномочиями.
Интересно, что присутствующие на совещании директора известных российских школ - Майя Пильдес (Гимназия №56 Санкт-Петербурга) и Ефим Рачевский  (Центр образования "Царицыно" Москвы) занимают свои посты уже несколько десятков лет. Означает ли это, что в соответствии с новыми веяниями даже столь именитые специалисты должны будут покинуть свои посты. Или все-таки у нас в стране есть незаменимые люди?


Что это: изменение государственной политики в области образования или пожелание уходящего Президента?