Рекомендую посты об образовании

среда, 14 марта 2012 г.

Российский "Титаник" и финский волшебный корабль


В посте "Еще раз о "Титанике" образования" я писал о том, что, по моему мнению, тормозит российское образование:
  1. Потеря образовательных и нравственных ориентиров; 
  2. Вынужденная работа школы «на чиновников», а не «на детей» ("бумажный вал");
  3. Школы без директоров;
  4. Ненаученные учителя (двойной отрицательный профессиональный отбор);
  5. Материальная база школ, обеспечиваемая муниципалитетами;
  6. Потеря образовательной мотивации в средних классах;
  7. Отсутствие мотивирующей шкалы оценок."
О проблеме 2 я писал так:
"Конечно, любая школа должна вести необходимую документацию и отчитываться о своей работе, но...
А почему в нашей стране на каждого учителя найдется по чиновнику? Почему чиновники не только создают работу друг для друга, почему-то они не могут обойтись без учителей (как постоянного источника исходной информации)?
Мы пишем, пишем, пишем, отчитываемся и отчитываемся, нас проверяют и проверяют. Неужели везде так? Есть ли толк от такой работы? Можно ли работать по другому?
Оказывается можно! Небольшая группа школьных директоров Екатеринбурга была на краткосрочной стажировке в Финляндии. (далее цитирую Алену Шадрину, блог в ЖЖ):
Стажировка, организованная Оксаной Грединой, ректором Института развития образования Свердловской области, и мебельной компанией ISKU с финской стороны, длилась всего пять дней. Но несмотря на это Алексей Бабетов, директор гимназии № 210 «Корифей» города Екатеринбурга, полон новых эмоций и идей. Своими впечатлениями от финской системы образования Алексей Алимович поделился с «ВО».

Алексей Бабетов и Игорь Климовских, директора школ из Екатеринбурга 
– Что вас удивило в финской школе, чем она отличается от нашей?
– Честно говоря, я вернулся из Финляндии очень грустный. Прежде всего меня удивило, что в школе можно просто заниматься образованием детей, решать задачи их развития. Этим и отличается финская школа от нашей, где педагогов давно переключили на поточное производство программ и отчетов.
Есть, конечно, и похожие вещи. В Финляндии тоже есть школьные здания и школьная мебель, есть ученики и учителя, родители и школьное начальство… Там даже есть уроки! Но сходство это чисто внешнее… Пожалуй, здесь оно и заканчивается…
Мне всегда казалось, что в системе образования не может быть радикальных отличий. Но как оказалось, я сильно ошибался…
Это библиотека в школе в городе Лахти
– Чему у них можно поучиться?
– Думаю, пониманию того, что жизнь коротка и именно поэтому нельзя тратить время впустую, надо заниматься реальным делом – детьми, их образованием. Вот, пожалуй, и все, что у них можно позаимствовать…
Финская школа в маленьком городе Эспоо около Хельсинки 
– Пожалуйста, расскажите кратко о финской школе и системе образования.
– Учитель в Финляндии – самая почетная профессия. На педагогические специальности огромный конкурс – 10 человек на место. Дело не только в зарплате – она примерно средняя по стране, может, чуть больше… В общем, достойная. Учителя – уважаемые в стране люди. С детьми, даже с маленькими, имеют право работать только люди с магистерскими дипломами. У школы и педагога широкие полномочия относительно образовательной программы и учебных планов.
Учителя не производят никакой отчетности. Школы тоже. Один раз в год директор пишет рапорт, что-то типа нашего публичного отчета. Фантастика? Да, согласен, верится с трудом.
Нет аттестации учителей раз в пять лет – зато есть ежегодное собеседование с директором, в результате которого зарплата может измениться на 60%... Никаких комиссий, планов, проверок…
Учительская в школе города Эспоо
Если посмотреть, как оснащены и оборудованы учительские, становится понятно, что учитель – главное богатство школы.
Образование в Финляндии бесплатное. В школах нет отбора детей. Министерство образования проводит государственную политику по выравниванию школ, среди которых не должно быть элитных и «затрапезных». Все дети ходят в школы рядом с домом. Бюджет образования примерно 16% ВВП (наш примерно 3,7%).
Школы не сравниваются по сданным экзаменам (есть национальный экзамен типа ЕГЭ) или результатам олимпиад. Эти данные – закрыты. Кто ими публично воспользуется, потеряет работу. Олимпиады проводятся, но их результаты широко не оглашаются. Каждый участник знает только свои результаты.
Нет особой работы с одаренными детьми. Все усилия направлены на поддержку отстающих учеников или детей с отклонениями в поведении. Главное – поднять общий уровень, тогда и достижения будут выше.
Количество детей в классе в среднем составляет 18–20 человек. Есть и больше, но это становится предметом тревоги директора и учителей – качество образования под угрозой.
Здания школ хорошо продуманы под образовательные задачи. 
Нет никакой роскоши. Все просто и функционально 
Финны учат детей не заоблачным знаниям, которые никогда и нигде не пригодятся. До 9-го класса учат только тому, что может пригодиться ребенку в его реальной жизни, что ему интересно (это примерно формат PISA). А потом дети расходятся: половина в гимназии, чтобы продолжить обучение в университете, половина в технические училища типа ПТУ. После училищ их выпускники могут получить высшее образование наравне с теми, кто учился в гимназиях, но уже имея «про запас» профессию.
В Финляндии очень богатое разнообразие школ и подходов. Все школы, какой бы концепции они ни придерживались, финансируются государством, как частные, так и публичные.
Здания школ хорошо продуманы под образовательные задачи. Нет никакой роскоши. Все просто и функционально. Стены просты. Особое внимание полам и мебели: они должны быть очень качественными.
В финской системе образования нет контроля и инспектирования школ. 20 лет назад были упразднены все инспекции. Практически нет органов управления образованием на местах. Только координаторы и консультанты для помощи школам, чтобы они могли разрешать возникающие проблемы. Единственный орган – Министерство образования и культуры.
Представители министерства раскрыли нам секрет успеха финского образования на международной арене. Он прост: доверие, квалифицированные учителя и мотивирующая на обучение среда. Всего три фактора. Можно позаимствовать!
– Какая система оплаты труда учителя действует в Финляндии?
– Система оплаты проста: есть базовая часть – что-то типа оклада, и есть коэффициенты, зарабатываемые на собеседовании с директором (что-то типа стимулирующего фонда). Вот и все.
Хоть и краток был визит, но и этого достаточно, что почувствовать разницу. Кстати, финны активно продвигают свои решения за рубеж, экспортируют свои достижения, создав Национальный образовательный кластер – объединение государства, компаний и образовательных учреждений. В общем, есть чему поучиться!

Оказывается всё очень просто (и финны поняли это): высокий уровень доверия школе, отсутствие надзора, удручающего учителя и спрос только за конечный результат.
И этот конечный результат у них есть!
А хочет ли Россия такой же результат?


4 комментария:

  1. Владимир Николаевич, одни пишут. другие просто вкалывают, может это и есть результативность... А у нас наоборот, кто отдает себя полностью своей профессии ничего не имеет, элементарно - зарплаты, а кто пишет - имеет все... А все идет от руководителей образовательных учреждений, местных высокопоставленных чиновников, областных и т.д.... Да и какой стимул у наших детей, если во главу угла поставлены не моральные качества, образование, а нечто более приземленное - деньги, ибо они решают практически все даже в такой провинции как, Уварово...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы не пишете рабочих программ по своему предмету? Вы не пишете тонны отчетов? Что имеет (вы утверждали, что «всё»), тот учитель, кто написал эти бумаги?

      Удалить
  2. Не совсем корректные данные "Бюджет образования примерно 16% ВВП (наш примерно 3,7%)". Доля от ВВП на образование в целом в Финляндии колеблется от 6 до 7% (в разные годы по-разному). Вот, например, данные Института статистики ЮНЕСКО http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=3560&IF_Language=eng
    А вот доля расходов на образование в общей структуре расходов государства составляет около 12,5% И Имеет тенденцию немного снижаться.
    Еще одно уточнение. Кроме Министерства образования и культуры (который определяет стратегические векторы развития образования) в структуре органов управления существует Opetushallitus, или по-нашему Национальное Управление (Совет) Образования, задача которого разрабатывать единый базисный учебный план и удерживать то самое единство и равенство.
    Но автономия учителя в Финляндии действительно потрясающая!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Анонимный! Я в своём посте для сравнения российской и финской систем образования после ссылок на известные российские проблемы просто доверился Алене Шадриной, которая брала интервью у моего коллеги и друга Алексея Бабетова (г. Екатеринбург), который только что вернулся из Финляндии.
      Вашим данным я доверяю, хотя Вы сами в последнем предложении показали, что главное заключается в свободной и творческой работе финского учителя.
      А для того, что происходит с российскими учителями я придумал термин: «нецелевое использование человеческого ресурса в образовательной сфере в государственном масштабе»!

      Удалить