Рекомендую посты об образовании

среда, 14 марта 2012 г.

Российский "Титаник" и финский волшебный корабль


В посте "Еще раз о "Титанике" образования" я писал о том, что, по моему мнению, тормозит российское образование:
  1. Потеря образовательных и нравственных ориентиров; 
  2. Вынужденная работа школы «на чиновников», а не «на детей» ("бумажный вал");
  3. Школы без директоров;
  4. Ненаученные учителя (двойной отрицательный профессиональный отбор);
  5. Материальная база школ, обеспечиваемая муниципалитетами;
  6. Потеря образовательной мотивации в средних классах;
  7. Отсутствие мотивирующей шкалы оценок."
О проблеме 2 я писал так:
"Конечно, любая школа должна вести необходимую документацию и отчитываться о своей работе, но...
А почему в нашей стране на каждого учителя найдется по чиновнику? Почему чиновники не только создают работу друг для друга, почему-то они не могут обойтись без учителей (как постоянного источника исходной информации)?
Мы пишем, пишем, пишем, отчитываемся и отчитываемся, нас проверяют и проверяют. Неужели везде так? Есть ли толк от такой работы? Можно ли работать по другому?
Оказывается можно! Небольшая группа школьных директоров Екатеринбурга была на краткосрочной стажировке в Финляндии. (далее цитирую Алену Шадрину, блог в ЖЖ):
Стажировка, организованная Оксаной Грединой, ректором Института развития образования Свердловской области, и мебельной компанией ISKU с финской стороны, длилась всего пять дней. Но несмотря на это Алексей Бабетов, директор гимназии № 210 «Корифей» города Екатеринбурга, полон новых эмоций и идей. Своими впечатлениями от финской системы образования Алексей Алимович поделился с «ВО».

Алексей Бабетов и Игорь Климовских, директора школ из Екатеринбурга 
– Что вас удивило в финской школе, чем она отличается от нашей?
– Честно говоря, я вернулся из Финляндии очень грустный. Прежде всего меня удивило, что в школе можно просто заниматься образованием детей, решать задачи их развития. Этим и отличается финская школа от нашей, где педагогов давно переключили на поточное производство программ и отчетов.
Есть, конечно, и похожие вещи. В Финляндии тоже есть школьные здания и школьная мебель, есть ученики и учителя, родители и школьное начальство… Там даже есть уроки! Но сходство это чисто внешнее… Пожалуй, здесь оно и заканчивается…
Мне всегда казалось, что в системе образования не может быть радикальных отличий. Но как оказалось, я сильно ошибался…
Это библиотека в школе в городе Лахти
– Чему у них можно поучиться?
– Думаю, пониманию того, что жизнь коротка и именно поэтому нельзя тратить время впустую, надо заниматься реальным делом – детьми, их образованием. Вот, пожалуй, и все, что у них можно позаимствовать…
Финская школа в маленьком городе Эспоо около Хельсинки 
– Пожалуйста, расскажите кратко о финской школе и системе образования.
– Учитель в Финляндии – самая почетная профессия. На педагогические специальности огромный конкурс – 10 человек на место. Дело не только в зарплате – она примерно средняя по стране, может, чуть больше… В общем, достойная. Учителя – уважаемые в стране люди. С детьми, даже с маленькими, имеют право работать только люди с магистерскими дипломами. У школы и педагога широкие полномочия относительно образовательной программы и учебных планов.
Учителя не производят никакой отчетности. Школы тоже. Один раз в год директор пишет рапорт, что-то типа нашего публичного отчета. Фантастика? Да, согласен, верится с трудом.
Нет аттестации учителей раз в пять лет – зато есть ежегодное собеседование с директором, в результате которого зарплата может измениться на 60%... Никаких комиссий, планов, проверок…
Учительская в школе города Эспоо
Если посмотреть, как оснащены и оборудованы учительские, становится понятно, что учитель – главное богатство школы.
Образование в Финляндии бесплатное. В школах нет отбора детей. Министерство образования проводит государственную политику по выравниванию школ, среди которых не должно быть элитных и «затрапезных». Все дети ходят в школы рядом с домом. Бюджет образования примерно 16% ВВП (наш примерно 3,7%).
Школы не сравниваются по сданным экзаменам (есть национальный экзамен типа ЕГЭ) или результатам олимпиад. Эти данные – закрыты. Кто ими публично воспользуется, потеряет работу. Олимпиады проводятся, но их результаты широко не оглашаются. Каждый участник знает только свои результаты.
Нет особой работы с одаренными детьми. Все усилия направлены на поддержку отстающих учеников или детей с отклонениями в поведении. Главное – поднять общий уровень, тогда и достижения будут выше.
Количество детей в классе в среднем составляет 18–20 человек. Есть и больше, но это становится предметом тревоги директора и учителей – качество образования под угрозой.
Здания школ хорошо продуманы под образовательные задачи. 
Нет никакой роскоши. Все просто и функционально 
Финны учат детей не заоблачным знаниям, которые никогда и нигде не пригодятся. До 9-го класса учат только тому, что может пригодиться ребенку в его реальной жизни, что ему интересно (это примерно формат PISA). А потом дети расходятся: половина в гимназии, чтобы продолжить обучение в университете, половина в технические училища типа ПТУ. После училищ их выпускники могут получить высшее образование наравне с теми, кто учился в гимназиях, но уже имея «про запас» профессию.
В Финляндии очень богатое разнообразие школ и подходов. Все школы, какой бы концепции они ни придерживались, финансируются государством, как частные, так и публичные.
Здания школ хорошо продуманы под образовательные задачи. Нет никакой роскоши. Все просто и функционально. Стены просты. Особое внимание полам и мебели: они должны быть очень качественными.
В финской системе образования нет контроля и инспектирования школ. 20 лет назад были упразднены все инспекции. Практически нет органов управления образованием на местах. Только координаторы и консультанты для помощи школам, чтобы они могли разрешать возникающие проблемы. Единственный орган – Министерство образования и культуры.
Представители министерства раскрыли нам секрет успеха финского образования на международной арене. Он прост: доверие, квалифицированные учителя и мотивирующая на обучение среда. Всего три фактора. Можно позаимствовать!
– Какая система оплаты труда учителя действует в Финляндии?
– Система оплаты проста: есть базовая часть – что-то типа оклада, и есть коэффициенты, зарабатываемые на собеседовании с директором (что-то типа стимулирующего фонда). Вот и все.
Хоть и краток был визит, но и этого достаточно, что почувствовать разницу. Кстати, финны активно продвигают свои решения за рубеж, экспортируют свои достижения, создав Национальный образовательный кластер – объединение государства, компаний и образовательных учреждений. В общем, есть чему поучиться!

Оказывается всё очень просто (и финны поняли это): высокий уровень доверия школе, отсутствие надзора, удручающего учителя и спрос только за конечный результат.
И этот конечный результат у них есть!
А хочет ли Россия такой же результат?