Рекомендую посты об образовании

среда, 6 июля 2011 г.

Как стоит прогибаться под изменчивый мир?


Наш мир, действительно, изменчив. Даже если изменения идут эволюционно, то согласно закону перехода количества в качество эти изменения могут радикально изменить окружающую человека среду (физическую или социальную). И эта среда может стать для конкретного человека откровенно враждебной. Что лучше: стоять на своем как скала, стоически перенося удары судьбы или или тоже эволюционировать?
Ну а если мир меняется со скоростью, сравнимой со скоростью цунами? Как себя вести, чтобы жизнь не смела тебя на свою обочину?
Думаю, что любой человек (он же живой), взаимодействуя с реальностью, должен и будет меняться. А вот меняться можно по-разному.  Одна крайность - полный приспособленец, вторая крайность - полная непоколебимость  (чуть было не написал так, как прозвучало в фильме, "непокобелимость").
Какой же жизненной философии придерживаться? Хороший выбор вариантов поведения я увидел в притче в сообщении Юрия Эльмаа  в "Живой ленте" от 06.07.2011.
Работающему с детьми полезно держать в уме мораль этой притчи: 
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым.
Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? - спросила дочь
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Подобный вариант притчи можно найти у М. Белова
Несколько иной вариант приведен в блоге "Аромат кофе"
В некоторых вариантах вводится четвертая градация "человек-дерево"
Существуют и другие варианты. 
Надо подумать и поанализировать а я то к какой категории отношусь.

5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, читала уже когда-то эту притчу.
    Стоит подумать! Иногда вообще полезно задумываться! :-) :-) :-)

    ОтветитьУдалить
  3. У меня никогда не получается задумываться насчет себя после прочтения притчи. Жизнь так бурна, а мыслей в голове всегда много, поэтому они часто сумбурны. С притчами у меня наоборот, притча вспоминается в связи с каким-то личным событием.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну ее,эту притчу, что-то она меня как-то слегка раздражила :-). Понятно ведь, что проще по жизни идти, приспосабливаясь под обстоятельства, людей... Но как быть с совестью? с позицией?..

    ОтветитьУдалить
  5. Нет, Е.Н., все идут по жизни и никто не может пройти по ней не изменившись. Ведь человек живой. А притча говорит о враждебной силе окружающей среды, и только от человека зависит, станет ли он подобен морковке, яйцу или какой-то еще субстанции в этой враждебной среде. Про себя я могу сказать, что меня воспринимают как кофе некоторые коллеги, многие дети, родители, друзья и почти никогда подобное мнение не имеют вышестоящие чиновники.

    ОтветитьУдалить