Рекомендую посты об образовании

суббота, 26 марта 2011 г.

Опыт участия в конкурсе «Директор школы». Часть 6

Я знаю, что моё конкурсное эссе будет опубликовано в одном из ближайших номеров журнала  «Директор школы». Поэтому я не предполагал (по моральным причинам) ранее журнальной публикации помещать что-либо в блог или другие СМИ материалы эссе ни фрагментарно, ни полностью. 
Однако во время вебинара, проводившегося 24 марта редакцией журнала ДШ для участников конкурса «ДШ-2011» Константин Михайлович Ушаков сказал, что он считает одним из главных аспектов в работе директора школы целенаправленные действия на поднятие учительского профессионального уровня. 
И он в общих чертах изложил суть предложенного мною управленческого приёма, направленного на решение этой проблемы. После этого я посчитал возможным дать подробное разъяснение этого эпизода. Итак, фрагмент моего конкурсного эссе:

Добившись успеха, мы можем помочь другим,
помогая другим мы станем еще успешнее!
Из девизов лицея
При действующем в порядке эксперимента нормативно-подушевом финансировании (это было до 2007 года) субвенция лицея позволяла осуществлять только обязательные выплаты, стимулирующая часть фонда оплаты труда оказывалась нулевой и не позволяла материально стимулировать развитие учителей.
Следовательно, надо было найти основы действенного морального стимулирования, сделать так, чтобы учителя как бы сами захотели совершенствоваться. Поэтому в «Программе развития-2005» мною была обоснована необходимость оказания методической помощи сельским школам южной части Тамбовской области. Я понимал, что наши учителя (для большинства слово «совесть» – не пустой звук) сделают все, чтобы перед гостями выглядеть достойно. Они тщательно подготовят занятия, на которых будут присутствовать коллеги и обучающиеся из других школ.
Педагогическому коллективу работа по оказанию помощи сельским школам региона была преподнесена как миссия «старшего брата». Многие понимали, что успешное выполнение этой миссии будет работать на имидж лицея и, возможно, привлечет к нам новых учеников.
С рядом школ нескольких районов Тамбовской области были заключены договоры о сотрудничестве. Эти договоры предполагают взаимодействие школ и лицея по использованию сельскими школами материальных, образовательных, педагогических ресурсов Лицея для получения качественного образования.
Формы сотрудничества:
·         прохождение сельскими школьниками два-три раза в год двухнедельных стажировок на базе Лицея;
·         повышение квалификации учителей сельских школ за счет стажировок в лицее и выездных мастер-классов;
·         повышение конкурентоспособности сельских школьников в различных предметных олимпиадах за счет участия в стажировках на базе Лицея;
·         проведение циклов зональных предметных олимпиад для сельских школьников;
Оказывать подобную помощь сельским школам действительно благородно, полезно для них, это способствует росту имиджа лицея, кроме того лицей, став зональным центром, получил гранты на развитие своей материальной базы.
Но есть еще одна, самая важная и полезная для нас составляющая: организация постоянной помощи сельским школам позволяет держать наш педагогический коллектив в хорошем профессиональном тонусе. Учителя и лицеисты тщательно готовятся к приему гостей, во время стажировок работают на повышенном уровне.
Так как это происходит достаточно часто, то этот повышенный уровень постепенно становится нормой. В результате повышается уровень организации занятий и, как следствие, повышается качество образования лицеистов.


Кстати, я предлагаю всем читателям задавать вопросы (если они возникнут) в комментариях к сообщениям или в чате, расположенном в правой колонке блога.

(часть 7 следует)